ВСЕ БОМБЫ НА МЕСТЕ,

В двадцатых числах марта ведущие газеты мира облетела сенсация о так называемых "ядерных чемоданчиках". На этот раз ее запустил пакистанский журналист Хамид Мир, который именует себя официальным биографом аль-Завахири - заместителя неуловимого Усамы бен Ладена.

Сенсация, однако, больше была похожа на придуманную страшилку. Ближайший сподвижник основателя "Аль-Каиды" в интервью австралийскому телевидению заявил, что, имея 30 миллионов долларов, ему не сложно выйти на черный рынок Центральной Азии и договориться с каким-нибудь бывшим советским ученым о продаже мини-бомбы с ядерной начинкой.
Поиски бесхозных портативных ядерных боезарядов советского (российского) производства безуспешно ведутся с 1997 года. Тогда отстраненный от должности секретаря Совбеза генерал Лебедь заявил о пропаже 84 мини-бомб. Позже их следы якобы привели к чеченским бандформированиям. Потом журналисты американской телекомпании Си-би-эс вроде бы вышли на продавцов мини-бомбы на черном рынке вооружений в Пакистане и даже видели ее...
Все это настолько походило на выдумку, что начальник 12-го главного управления российского Генштаба генерал-полковник Игорь Волынкин в конце 2001 года официально заявил, что пропажи ядерных боеприпасов с баз хранения невозможны в принципе, ибо "существует тройная система контроля. Первый уровень - на местах, второй - в центре, третий - Минатома".
То, что ни один малогабаритный ядерный боеприпас (их у нас называли "специальные мины") не пропал, утверждает и бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин. По его словам, мини-бомбы хранились только на одном арсенале Минобороны. После сенсационного заявления Лебедя его проверяла сначала совместная комиссия Минобороны и Минатома, потом группа экспертов под эгидой Совбеза. И установили, что никогда ни одна спецмина в войска не выдавалась.
Да и нет уже этих мин. К 2000 году и США, и Россия в соответствии со взятыми на себя в 1991 году обязательствами по сокращению тактического ядерного оружия все мини-бомбы утилизировали. Но остался миф о бесхозном "ядерном чемоданчике", который кому-то выгодно изредка поддерживать. Кстати, и чемоданчиком, который чуть ли не в руках держали телевизионщики из Си-би-эс, его можно назвать с большой долей условности. Американский вариант малогабаритных ядерных боеприпасов, как утверждает генерал Есин, представлял собой контейнер размерами 87х65х67 см, весом около 70 килограммов. Наш, надо полагать, не легче.
Впрочем, мифы имеют свойство иногда напоминать о себе самым неожиданным образом. В конце декабря прошлого года американский сенат снял свой собственный запрет десятилетней давности на разработку ядерных зарядов малой мощности. Они, мол, незаменимы для уничтожения хранилищ с химическим и бактериологическим оружием. Однажды джинна удалось загнать обратно в бутылку, теперь выпускаем заново?