Ариф Алиев: "Когда кино выходит на экраны - сценарий умирает"

Известный сценарист, номинант на премию "Оскар" за фильм Бодрова "Кавказский пленник" Ариф Алиев в период кризиса предпочитает писать романы. Вышла в свет его книга "Новая земля", в основу которой положен сценарий одноименного фильма с Константином Лавроненко в главной роли.

- Многие наши актеры с умилением рассказывают о том, что сейчас даже не нужно учить слова своей роли. Изменения в сценарий вносятся по ходу съемок, причем ежедневно. Наверное, вас беспокоит, во что в итоге выльется ваш труд?

- В нашей стране законы, увы, не соблюдаются. Кино не исключение. В отличие от романа, сценарий многократно переписывается, но делать это должен сам сценарист, а не актеры или режиссер. Бывает, режиссер не может снять сцену, бывает, актер не справляется с ролью, тогда приходится сокращать сценарий. Случается, что актеры лезут не в свое дело и начинают додумывать текст роли. В результате я с большим трудом смотрю наши российские фильмы. Даже "12" Никиты Михалкова (из-за недоработанного сценария) не шедевр. Наши режиссеры не советуются со сценаристами, разве только с продюсерами. Когда кино выходит на экраны, сценарий как таковой умирает. Отчасти по этой причине я начал писать романы, в основе которых - сюжет моего же сценария.

- Роман в прозе - буржуазный жанр, поэтому Пушкин и Гоголь крайне редко прибегали к нему. Им хотелось писать не только для узкого круга бездельников, но для всех грамотных людей. Думаете, сейчас, когда в стране безработица, много желающих погружаться в объемные формы романа?

- Поскольку в настоящее время наше кино сдохло, куда правильнее писать романы, чем сценарии. Но роман, как правило, требует чтения на диване. Разумеется, рабочий после тяжелой смены не будет читать роман. Поэтому романы читают те буржуи, у которых масса свободного времени, или интеллигенция, которую тоже можно причислить к бездельникам.

- Не было желания написать роман о юности Чингисхана, что-то в духе вашего сценария фильма Сергея Бодрова "Монгол"?

- Все права, связанные с фильмом "Монгол", в том числе и мой сценарий, принадлежат продюсерам, поэтому я не имею права писать роман. Во время работы над сценарием о Чингисхане я понимал, что уже снято более 20 фильмов, в том числе и о молодых годах завоевателя. Поэтому мне нужно было найти необычный подход к личности и биографии Чингисхана. Я придумал сцену, которой не было в жизни этого героя: в детстве, еще при жизни отца, он встречается с девочкой, ради которой готов совершать подвиги и которая становится его первой женой.

- После этой встречи красной нитью по всему "Монголу" проходит сексуальный мотив - в крепких ногах женщины заключена сила. Неужели восточный мужчина ради женских ног будет завоевывать мир?

- К сожалению, сцену встречи юного Чингисхана (Тэмуджина) с восьмилетней Бортэ (его будущей женой) сняли не так, как было в моем сценарии, поэтому непонятно, какую роль в становлении завоевателя играет его детская влюбленность. Бортэ прыгает у костра наравне с другими семью девочками, и та девочка, которая прыгнет выше, по понятиям того времени считалась самой красивой. Хотя Бортэ не удалось прыгнуть выше своих соперниц, Тэмуджин все равно ее выбирает, хотя это идет в противоречие с волей его отца и с традициями его народа. На то он и был Чингисхан, чтобы выбрать ту девочку, которая ему просто понравилась. В этой сцене была завязка фильма. А весь "Монгол" - о любви. Сначала он ее спасает, потом его спасает она. Когда Сергей Бодров предложил мне написать сценарий продолжения "Монгола", я отказался, потому что писать больше не о чем. Настоящая любовь у Чингисхана была одна, и о ней все рассказано в "Монголе". При всем моем уважении к Сергею Бодрову любовная линия героев в его фильме "Монгол" не выдержана так, как задумывалось.

- Вы испытали чувство удовлетворения хотя бы от одного фильма, снятого по вашему сценарию?

- С большим удовольствием, причем дважды, я посмотрел картину Владимира Хотиненко "1612". Я понимаю, что "Монгол" сделан лучше, что в нем больше художественных достоинств, но в фильме "1612" меньше фальши. Замечу, что в русской литературе были только два произведения о 1612 годе - это пьеса Хераскова, очень смешная, и очень неудачная пьеса Михаила Булгакова. И все.

- В этом году в связи с кризисом Гильдия кинопродюсеров ввела ставки как для актеров, так и для сценаристов, и эти ставки в несколько раз ниже, чем были раньше. Что будете делать в этой непростой ситуации?

- В течение нескольких лет я могу ничего не писать и таким образом переждать кризис. Будем писать книги.