Помимо платы за ошибки при оценке недвижимости москвичам угрожают проблемы при ее регистрации?

Бюрократия разработала весьма сложный механизм оценки, практически снимающий с нее ответственность

В этом году мы заплатим повышенный налог на имущество: если раньше его рассчитывали на основании данных БТИ, то теперь – на основании приближенной к рынку кадастровой стоимости. Бюрократия разработала весьма сложный механизм оценки, практически снимающий с нее ответственность: она лишь выделяет деньги, а саму работу выполняют коммерческие структуры, требования к квалификации которых весьма мягки, как и контроль за их деятельностью со стороны уполномоченных органов.

В частности, юристы отмечают в качестве одной из частых ошибок размещение в разделе «площадь квартиры» года постройки дома, что приводит к совершенно несуразным результатам.

Важно и то, что кадастровая оценка была завершена к осени 2014 года и гарантированно не отражает произошедшее после этого падение цен на недвижимость.

Однако представители Росреестра старательно игнорируют данную проблему. Так, руководитель Росреестра по Москве Игорь Майданов на «Деловом завтраке» в редакции правительственной «Российской газеты» с ощутимой гордостью отмечал незначительное число обращений москвичей о пересмотре оценки кадастровой стоимости.

При этом он не возражал на предположение журналистов, что, возможно, дело всего лишь в том, что москвичи просто еще не знают, как именно оценена их собственность, и пока не боятся возможных ошибок. А что же, тогда, простите, начнется, если москвичи увидят-таки цифры оценки, и они их не устроят? Кризис системы?!

Видя такой подход руководителя московского Росреестра, поставленного организовывать очень непростой процесс в таком сложном регионе, как Москва, начинаешь всерьез опасаться разного рода проблем при государственной регистрации.

Особенно в преддверии идущего без участия собственников объединения баз ЕГРП И ГКН можно смело сказать, что нас могут ждать те еще чудеса (недавно сообщалось, что с 17-го года недвижимость, не поставленная на кадастровый учет, что прежде было допустимо, теперь может объявляться бесхозной и конфисковываться местными властями).

На том же «завтраке» Игорь Майданов, насколько можно судить, указал путь разного рода мошенникам, заявив, что теперь любой человек может получить выписку о состоянии любой квартиры с полной историей переходов прав на нее, вообще не выходя из дома, через Интернет. Например, в 2000 году эта квартира принадлежала Иванову Ивану Ивановичу на основании такого-то правоустанавливающего договора, в 2012 году она перешла к Сидорову Петру Никифоровичу и т.д.

Предлагается даже через специальный электронный сервис на сайте Росреестра обратиться за копиями договоров, которые проходили по интересующей сделке. При этом ни слова о защите подобной информации сказано не было, что можно расценивать как полное ее отсутствие. Довольно странная открытость частной информации в век террористических и прочих угроз. А вроде как совсем недавно были громкие прения о вопросе закрытия данных ЕГРП по требованию спецслужб. А тут на тебе – заходи кто хочет, бери что хочет...

Похоже, речь не об осознанном стремлении к открытости данных, а о некомпетентности. Ведь ясно сказано в пункте 3 статьи 7-й 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: -сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты... - предоставляются только самим правообладателям, лицам по доверенности, наследникам, держателям залога и представителям уполномоченных органов. Но не абы как и кому угодно по интернету.

Отвечая же на вопрос о возможных ошибках, неизбежных при погоне за излишней оперативностью, Игорь Майданов предлагает гражданам обращаться в суд. И тут опять начинает работать «кадастровая схема»: кто грамотный и обеспеченный – тот после долгих мытарств в конце концов оспорит, а большинство, как всегда, останется в дураках. При этом сталкиваться с чудовищной судебной волокитой решаются единицы: например, по вопросам переоценки кадастровой стоимости в прошлом году в суд обратились «не более четырех десятков» москвичей.

Принципиально важно, что заведомо порочный и издевательский по своей сути подход, по которому граждане России обязываются за свой счет, своими силами и с потерей своего времени исправлять ошибки, допущенные бюрократами, кажется абсолютно нормальным и естественным, как минимум, руководителю управления Росреестра по Москве Майданову.

Возможно ответ на вопрос о профессионализме ответственного чиновника, кроется в его биографии? Она представляется не только интересной, но и знаковой. Окончив МГИМО в 1984 году, он долгих 22 года работал «на различных должностях по линии» МИДа (что бы это ни означало), пока в 2006 году не возглавил Департамент международного сотрудничества Минприроды. В 2009 году дорос до замминистра и в этом качестве пропагандировал систему добровольной экологической сертификации недвижимости – «Зеленые стандарты». Однако уже через два года по не указываемым в официальной биографии причинам ушел в коммерцию, где работал до 2014 года. Правда, увольнению его предшествовало вполне себе официальное "замечание" Председателя правительства В.В. Путина "за ненадлежащую организацию работы по исполнению поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в части разработки федеральной целевой программы, направленной на обеспечение охраны уникальной природной среды озера Байкал". Стало оно причиной увольнения или нет – не известно. В апреле 2014 года Майданов, имея опыт дипломата и эколога, возглавил ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных», в ноябре того же года стал заместителем руководителя управления Росреестра по Москве, быстро стал и.о. руководителя и уже в феврале 2015 года - полноправным руководителем.

Резкая смена сфер деятельности (причем весьма деликатных и требующих глубоких специальных знаний) производит впечатление классического «эффективного менеджера», готового взяться за любую работу и руководить едва ли не чем угодно, - лишь бы руководить.

На «деловом завтраке» в «Российской газете» журналисты указали на обращение читателя Антонова, который рассказал об исчезновении из единого государственного реестра прав собственности (ЕГРП) записи об оспаривании прав на квартиру в суде, что привело к ее продаже до судебного решения.

Игорь Майданов, хоть и пообещал разобраться, с ходу категорически опроверг саму возможность такого события. Более того, с уверенностью заявил, что «..человек, купивший квартиру, которая была признана оспариваемой в суде, никогда не будет признан добросовестным приобретателем», поправ тем самым, насколько можно судить, фундаментальные основы судебной системы (не говоря о правоприменительной практике). Ведь покупатель имеет право не знать, что происходит с квартирой (для контроля за этим как раз и существуют органы госрегистрации!). С другой стороны, ее продавец может быть признан судом ее законным владельцем.

Изложенное, имеющиеся сообщения о том, что уже во время его руководства управление Росреестра по Москве уличалось в незаконной регистрации, но избегало серьезной ответственности, а также рекламируемое Майдановым сокращение сроков регистрации собственности (и, соответственно, сроков проверки законности операций с ней) вызывают серьезные опасения в надежности защиты собственности москвичей «управленцем широкого профиля». Тем более что за время его руководства ведомством правоохранительными органами задержано уже несколько сотрудников управления, уличенных в незаконных действиях.