Ботинки премьера и черный воронок «гелендваген»

Похоже, в России снова появился спрос на специалистов по информационному спаму

На каждый факт, вызывающий здоровое человеческое любопытство, всегда можно найти «перехватывающую» новость. Политическую информацию мирового значения смикшировать запущенной по ее следам сплетней личного характера, двумя сплетнями, десятком, полусотней. Даже мощный промышленный концерн вдруг окажется мишенью скромной фирмы, рассылающей информационно-клеветнический спам. Что уж говорить о простых обывателях, которых каждый день погружают в мутные информационные потоки...

Скажут, что информация правит миром? Это вряд ли. Чаще информация целенаправленно искривляет событийное зеркало, в которое пристально смотрит народное любопытство.

На прошлой неделе общественность всколыхнул видеоролик о позорных автогонках на 28 «гелендвагенах», устроенных на московских улицах новыми «хозяевами жизни» — выпускниками Академии ФСБ. Скандал мог стоить погон не только вчерашним курсантам, но и большим генералам. Но он, как по заказу, был «потушен» потоком сообщений о пышной и непомерно дорогой вечеринке в Монте-Карло, якобы устроенной и оплаченной двумя футболистами российской сборной, — с плясками под российский гимн и потоком элитного шампанского совокупной ценой в 250 тысяч евро.

Сообщение о покупке первым вице-премьером Игорем Шуваловым десятка элитных квартир — целого этажа в знаменитой московской высотке на Котельнической набережной за 600 млн рублей — подменили демонстрацией 50-тысячных ботинок Дмитрия Медведева и острой полемикой на судьбоносную тему, дешевый или дорогой пиджак должен носить глава правительства.

Пара-тройка выступлений известных россиян, заявивших о странностях ареста кировского губернатора Никиты Белых при получении взятки — упакованных денежных пачек, аккуратно разложенных на ресторанном столе, — погребены под грудой свидетельств о никчемности, непрофессионализме, пренебрежении к народу и даже корыстолюбии главы региона, чуть раньше набравшего там на прямых выборах 69,9% голосов.

Приходится признать: когда кому-то очень надо, управлением информацией в нашей стране занимаются серьезные люди — профессионалы. Потом это стало бизнесом со своей спецификой — «создание общественного мнения». В стране появились профильные частные фирмы, качество изрядно снизилось, зато количество выросло в разы и на порядки.

Пару лет назад в СМИ вдруг появилась целая гроздь рассказов о деятельности таких контор. В которых за выстроенными в длинные ряды дешевыми компьютерными столиками сидели десятки преимущественно молодых людей и писали, писали, писали: Посменно, круглосуточно они кропали информационные заметки на заданные темы — по пять, десять, пятнадцать штук на каждый заказ: хвалебные и критические, лирические и злобные. Под разными фамилиями и желательно в разном стиле, как якобы написанные разными авторами.

Особого таланта от «писателей» не требовалось, в цене были всеядность по темам и скорость. А еще пофигизм — как у повара придорожной забегаловки, который сам свою стряпню в рот не возьмет, но посетителей накормит безо всяких угрызений совести. Главное — не отравить до смерти, а все остальное годится. Подумаешь, живот болит...

После просмотра где-то наверху этот «информационный спам» появлялся на различных интернет-сайтах, чтобы к чему-то привлечь всеобщее внимание, кого-то прославить, а другим подпортить репутацию. Говорят, после тех публикаций, раскрывших кухню создания «общественного мнения» в России, большинство этих фирмочек позакрывалось. Впрочем, возможно, в них просто миновала надобность.

Но сегодня что-то мне подсказывает, что этот бизнес вновь расцветает...