ПЕТРА ПОМЫЛИ

Из всех петербургских памятников Медный Всадник, пожалуй, самый знаменитый. Хотя есть и более уникальные. Скажем, тот, что увековечил на Исаакиевской площади Николая Первого. Его конь держится всего на двух опорах (задних ногах). Этот - на трех, если вспомнить мудрого змия у хвоста.

Но как не стал Николай "вторым Петром", о чем страстно мечтал, так и памятник ему не сравнится по популярности с воспетым поэтами "кумиром на бронзовом коне". Разве что вспомнит иной экскурсовод, обернувшись спиной к Николаю, прозванному в народе Палкиным, старинную поговорку: "Дурак к умному стремится, да Исаакий мешает".
Задумала его "русская немка" Екатерина Великая, призвав для исполнения французского скульптора Фальконе. Тот работал над памятником 12 лет, однако не увидел творение мыслей и рук своих. Не выдержал российской бюрократии, склок да интриг завистников - вернулся во Францию.
Открывала же императрица Всадника взмахом платочка с балкона близстоящего Сената. Салютовали в ответ 15 тысяч выстроенных на площади гвардейцев...
Свои истории - у наших знаменитых современников.
Виктор БЫЧКОВ, лауреат Государственной премии, актер ("Кукушка", "Особенности национальной охоты" ...):
- Я был молод, учился в театральной студии, был дружен с такими же, как сам, начинающими актерами. Студеным зимним днем отправились мы однажды гулять к Неве. У Медного Всадника остановились сфотографироваться. "А слабо забраться по снежному насту гром-камня к самому Петру?", - спросил я себя. И взбежал, уцепился за передние копыта коня, повис на них... Но вспомните Пушкина. Не прощает Всадник такой небрежности по отношению к себе! Когда, нарезвившись, я стал спускаться, то поскользнулся, сильно ушиб ногу. Долго она потом болела, не давая возможности выходить на сцену, репетировать в полную силу. Вот и не верь в мистику!
Светлана КРЮЧКОВА, народная артистка России:
- Я бывала в шкуре императрицы Екатерины Второй. Играла ее в одном из фильмов. Так что понимаю, чем руководствовалась она, задумав памятник своему великому предшественнику на российском троне. Гениальная идея и не менее гениальное исполнение! Как известно, голову Петра отливал не Фальконе, а его ученица и любимая женщина Мари Анн Колло. У мастера она долго не получалась, а у Мари вышла за одну ночь - женщины, особенно великие, лучше чувствуют мужчин. Оттого так удачны и выбор Екатериной места для Медного Всадника, и идея с гром-камнем, который тащили четыре месяца из карельских болот. Не представляю наш город без него. Это как убрать Эйфелеву башню из Парижа, или Биг-Бен из Лондона. Уверена, стоять ему, "простерши руку", еще не один век.