А зрители ни в чем не виноваты

Когда в российских кинотеатрах закончится мертвый сезон?

Минуло лето — традиционно самое трудное время года для российского кинопроката. Выручка кинотеатров летом резко падает: люди предпочитают лучам проектора на экране лучи солнечного света на природе. Раньше зрителей завлекали в кинозалы американскими блокбастерами, которые косяком шли три летних месяца. Но после того, как «большой Голливуд» объявил России бойкот, в прокате их стало совсем немного...

В итоге наши кинотеатры с июня по сентябрь заработали всего 6 млрд рублей. Это, замечу, в два раза меньше, чем летом 2019 года, когда сборы составили более 12 млрд. Даже в первый послепандемийный год — с QR-кодами, ограничениями по посадке и прочими драконовскими санитарными мерами — кинотеатры заработали за лето 7,7 млрд. «Отрицательный рост» налицо, несмотря на заверения киночиновников, что все у нас идет по плану.

Да, старт нынешнего года, когда на экраны вышел «Чебурашка», собравший рекордные 7 млрд рублей, вселял кинопрокатчикам определенные надежды. Но достаточно скромный по отношению к затратам результат космического «Вызова» (2 млрд после четырехмесячного проката), плюс громкий коммерческий провал (сборы 56 млн при бюджете 300 млн рублей) сугубо артхаусного «Снегиря», который подавался в прокате как фильм-катастрофа, плюс убыточное лето с отсутствием резонансных премьер свели новогодние успехи на нет. Исправит ли ситуацию сентябрь, когда на экраны выйдут «Неудержимые 4» с сильно постаревшим Сильвестром Сталлоне и «Догмен» некогда популярного у нас Люка Бессона, — экран покажет.

Но реальность такова, что иностранное кино, которое легально показывается в России, не способно принести кинотеатрам недостающую долю сборов для выхода на безубыточный уровень. В отсутствие американских блокбастеров доля европейских, азиатских фильмов нынче не превышает 20% от общих кассовых сборов. Да, зрители сегодня готовы чаще смотреть отечественное кино. Но больших зрелищных аттракционов оно предложить пока не может. Один «Чебурашка» погоду не делает. Фильм с таким кассовым потенциалом должен выходить хотя бы раз в квартал, а не раз в год.

В этой ситуации некоторые кинотеатры идут на серьезные юридические и репутационные риски, показывая голливудские блокбастеры («Аватар: Путь воды», третьи «Стражи Галактики», последний «Форсаж»), по сути, пиратским способом, именуя это «предсеансовым обслуживанием», «работой киноклубов» и другими витиеватыми словами. Подобные хитрости помогают кинотеатрам худо-бедно выживать, хотя эта практика идет вразрез с нормами, принятыми в цивилизованном мире, и с действующим российским законодательством. Призывы прокатчиков к властям принять соответствующий закон для официального проката голливудских фильмов до сих пор услышаны не были.

Судьбой кинотеатров озаботился даже вице-спикер Госдумы от фракции «Новые люди» Вячеслав Даванков. Он попросил Минкультуры рассмотреть вопрос о принудительном прокате нашумевших американских фильмов «Барби» и «Оппенгеймер» в качестве временной меры для помощи кинотеатрам. После затянувшейся мхатовской паузы замминистра культуры РФ Андрей Малышев дал ему (и всем нам) ответ, заявив, что эти фильмы по параллельному импорту в прокат не выйдут, потому что они якобы противоречат «традиционным российским духовно-нравственным ценностям».

Я не нанимался в адвокаты к господину Даванкову, но мне за пустующие кинотеатры (к исходу 2022 года было закрыто 700 кинозалов, прокатчики понесли убытки в 4,5 млрд. руб.) и за зрителей обидно. За которых некие дяди в креслах опять решили, что им смотреть можно, а что негоже. Поэтому деликатно замечу господину Малышеву, что «Барби» идет практически во всем мире, включая страны СНГ, — и никакого посягательства этого невинного фильма на нравственное здоровье населения ни в одной стране замечено не было. Лишь в Ливане возрастной ценз ленты подняли с 12 до 13 лет — и на этом претензии к «Барби» иссякли.

Что до «Оппенгеймера», то его на днях за пределами России посмотрел телеведущий отнюдь не либерального, а вполне консервативного телеканала «Царьград» Юрий Пронько, который именует себя патриотом и империалистом, и назвал фильм «отличной работой». «В «Оппенгеймере» нет ничего, что бы унижало или уничтожало наши традиционные ценности, — заявил Пронько. — Нынешний «голубой экран» России куда больше наносит вреда. Чиновникам из Минкульта стоит туда заглянуть».

Не разделил опасений Минкультуры и замглавы комитета Госдумы по информполитике единоросс Антон Горелкин. Он выступил против принудительного лицензирования американских кинокартин, но попытка культурного ведомства приплести к делу духовно-нравственные ценности вызвала у него удивление. Говоря об «Оппенгеймере», Горелкин заявил, что «история создания ядерного оружия и исследование внутреннего мира одного из отцов атомной бомбы несет в себе гуманистический посыл, что сегодня актуально как никогда». Что касается фильма про Барби, то он, по мнению Горелкина, «глубже, чем кажется, и содержит изрядную порцию социальной сатиры».

«Конечно, оба фильма далеко не шедевры мировой культуры, — подчеркнул политик, — но намного лучше многих картин, которым в этом году Минкульт выдал прокатное удостоверение и на духовно-нравственные ценности не посмотрел (хотя стоило бы)».

Но в Минкультуры с непонятным оптимизмом смотрят на результаты кинопроката: прогнозируют по итогам года общие кассовые сборы на уровне 40 млрд. руб. Это при сильно подорожавших за последние годы билетах. Напомню чиновникам, что в допандемийном 2019 году сборы составили 55 млрд. руб. Такими темпами восстановить убитый кинопрокат нам еще не скоро удастся...

А в это время

Несмотря на грозное заявление Минкультуры, ряд кинотеатров в Екатеринбурге, Томске, Тюмени, Новосибирске, Оренбурге, Красноярске и даже Москве объявили о скором показе опальных фильмов «Барби» и «Оппенгеймер» на своих экранах. Выживать-то надо, да и зрители хотят смотреть актуальное кино, а не южнокорейский «Олдбой» 2003 года, который в сентябре опять выходит на экраны, чтобы заполнить афишу.