Олег Солнцев: Дешево и не сердито. Как правильно покупать продукты

Ведущий программы «НашПотребНадзор» считает, что культуре питания надо обучать в школе

Голод нам пока точно не грозит. В какой магазин ни зайдешь, в глазах рябит от этикеток — предложения на любой вкус и карман. Но как разобраться в этом изобилии, чтобы не навредить своему здоровью и кошельку? Тут в помощь покупателю, у которого разбегаются глаза, на НТВ выходит программа «НашПотребНадзор». Поговорим с ее ведущим Олегом Солнцевым о том, всегда ли цена впрямую соответствует качеству продукта, гарантирует ли маркировка «био» и «эко» отсутствие вредных добавок и что говорят эксперты из Мексики и Индонезии о еде, которая продается в наших магазинах под брендами из этих стран.

— Олег, ваша программа выходит уже не первый год. Что нового в ней в нынешнем сезоне?

— Среди придуманных нами новых рубрик — например, такая: в магазинах высматриваем покупателей с самыми большими сумками и предлагаем им ответить на несколько вопросов — что они знают о качестве купленного, истории его происхождения и т.д. Если ответы правильные, мы возмещаем этим людям стоимость покупок. И им польза, и зрителям — повод задуматься, а так ли правилен выбор, который они привыкли совершать в торговом зале.

— Насколько правы скептики, утверждающие, что в нынешних продуктах, предлагаемых магазинами, «сплошная химия»?

— Собственно, наша программа и существует для того, чтобы в этом предметно разбираться. И мы боремся не только с производителями, применяющими запрещенные добавки и суррогаты, но и с фобиями, которым многие из нас сегодня подвержены. В том числе и с иррациональным и беспричинным страхом перед всем «химическим». Это давно стало трендом — без разбора хаять любые добавки, хотя далеко не все из них вредны. Но хитрые маркетологи строят на этом свою политику. Так, известная торговая сеть продает сосиски, якобы не содержащие нитрита натрия. Покупателей такая реклама привлекает, хотя на самом деле выпускать сосиски или колбасу без этого компонента запрещено законодательно, иначе в продукте заводятся бактерии, вызывающие ботулизм. Так что делает магазин? Пишет на этикетке, что вместо химической добавки их колбаса содержит экстракты розмарина и сельдерея. Звучит прекрасно, но специалист легко объяснит вам, что экстракты включают в себя вещества, которые в процессе ферментации, то есть обработки их бактериями, содержащимися в колбасе, превращаются в тот же нитрит натрия. С той лишь разницей, что теперь его дозировка никак не контролируется и может значительно отличаться от требуемого уровня.

— Слышал, вы боретесь с так называемыми мусорными продуктами. Это что такое?

— Продукты, которые для жизнедеятельности не нужны, но активно рекламируются. Например, фруктовые соки, которые чаще всего оказываются всего лишь подслащенной водой. Популярная тема, на которой продавцы повышают прибыль, — товары «здорового образа жизни», помеченные магическими словечками «эко», «био», «пониженная калорийность», «выращено на ферме». Наши дотошные корреспонденты, отправляясь по адресу, указанному на упаковке, никакой фермы не обнаружили, а оказались на крупном заводе в Подмосковье. В мире для такой спекуляции на желании потребителя быть здоровым даже придумали термин — гринвошинг, или, по-нашему, «зеленая промывка мозгов».

Или вот: на сладком батончике пишут, что он сделан на меду, а сахара в нем нет. Прямой обман, ведь мед на 80% и состоит из сахара. Или на бутылке подсолнечного масла указывают, будто оно обогащено витамином Е, хотя это абсурд — зачем витаминизировать продукт, который мы используем в основном как вспомогательный ингредиент при жарке?

Солнцев знает ответ на вопрос — зачем подсолнечному маслу витамин Е

Еще один прием провести покупателя — это бонза-маркетинг, то есть технология искусственного задирания цены. Например, с наших прилавков исчезла кока-кола, раньше занимавшая 14% рынка сладких газировок. Но вместо нее появились две сотни похожих марок, в том числе те, куда, по утверждению производителей, добавлены экстракты лайма, корицы и черного чая. Хотя проверка показывает, что там обычная добавка Е388 — ортофосфорная кислота, содержащаяся во всех подобных газировках, а еще там обнаружились бактерии и плесень, которыми вполне можно отравиться. Как писал детский поэт, «и такая дребедень целый день».

— И что вы предлагаете? Каждую этикетку читать с лупой, а потом еще думать, где тебя обманули?

— Надо понимать, за что ты платишь. И помнить: качественные продукты не обязательно стоят дорого. На самом деле, считаю, культуре питания, в частности грамотному выбору продуктов, надо обучать в школе. Вот это был бы действительно нужный предмет: как понять реальный состав продукта, убедиться в надежности его производителя, оценить условия хранения в магазине...

К примеру, многие уже знают, что товар лучше брать не с краю полки, куда продавец норовит поставить еду с истекающим сроком годности, а из глубины. Но какой кефир вы предпочтете: который будет годен еще две недели или чей срок использования заканчивается через пару дней? Я выбираю второй вариант: грибки уже созрели, их концентрация достигла максимума. А только что привезенный в магазин кефир часто недозрелый. Или яйца — я беру только диетические со сроком годности при хранении в холодильнике до семи дней. Другие — менее полезны. Скажете, мелочи? Но они в большой степени определяют качество жизни.

— Вы наверняка сознательный потребитель. От каких продуктов отказались?

— За те несколько лет, что идет программа, в нашей семье полностью поменяли систему питания. Перестали есть белый хлеб, чья пищевая ценность стремится к нулю, зато в нем много сахара и углеводов, вызывающих повышенную утомляемость. Отказались от соков, некоторых полуфабрикатов и колбас. Избегаем консервов. Не готовим еду на несколько дней вперед. Не добавляем сахар в чай и кофе. Ничего революционного, элементарные правила.

— Среди множества отзывов в Сети на вашу программу далеко не все положительные. Встречаются упреки в тенденциозном продвижении одних продуктов в ущерб другим. Что вы на это ответите?

— К сожалению, те производители и продавцы, что искренне сожалеют о выявленном недостатке, просят уточнить, где и при каких обстоятельствах приобретен некачественный продукт, обещают исправить недочеты — в абсолютном меньшинстве. Куда чаще с нами ругаются: все вы врете, вас подкупили, мы из-за вас потеряли деньги... Но у нас на руках протоколы сертифицированных лабораторий, заключения известных профессионалов-пищевиков. За восемь лет выхода программы в свет нам не было предъявлено ни одной юридически обоснованной претензии. Досудебные проверки — да, бывали. Как и угрозы пустить нас по миру. Но дальше этого дело не шло.

За восемь лет даже самым склочным недоброжелателям программы «НашПотребНадзор» не удалось положить ее на лопатки

— Какое выявленное вами безобразие шокировало больше других?

— Да практически каждая история, попадающая в эфир, изумляет. Например, сейчас наши корреспонденты готовят сюжет о «тайнах хлебного двора», точнее, одного столичного хлебозавода, куда они устроились работать на насколько недель. Представьте, стоит в цехе емкость со льдом, из которого получают холодную воду для замешивания теста. В помещении жарко, как в жерле вулкана, вентиляция плохая, и работники спасаются тем, что охлаждают в этом льду всевозможные банки и бутылки с напитками. Которые, как вы понимаете, далеко не стерильны. А однажды буквально на глазах у нашего корреспондента жестяную банку забыли забрать, и она попала прямо в тесто. Банку разнесло в клочья, осколки металла нашпиговали запекаемый хлеб. Вскоре вы этот сюжет увидите...

В минувшем году наша съемочная группа проникла на крупную птицефабрику. И журналисты убедились, что там дохлых куриц, вопреки всем нормам, не сжигают, а пускают на мясокостную продукцию и муку. Извините, если кому-то мы испортили аппетит, но в данном случае это меньшее из зол.

— Несмотря на нынешние сложности, ваша программа сохраняет контакт с мировыми кулинарами. Какие интернациональные дегустации увидят зрители?

— Продукты иностранного происхождения, продаваемые в российских магазинах, мы точно так же отправляем для проверки в лаборатории. А еще регулярно отвозим эти самые образцы на пробу экспертам в страны, которые считаются эталонными для данного продукта. Кетчупы — в Италию, какао — в Эквадор, кофе — в Бразилию. И тут нас с телезрителями нередко ждут сюрпризы. Так, про привезенный нами в Мексику перец чили там сказали: это крашеная мука, ни вкуса, ни запаха, ни настоящей остроты. Московскую куркуму обругали в Индии, йогурты — в Болгарии. Зато напиток из индонезийских кокосовых орехов в этой стране понравился. Сейчас собираемся на Кипр — интересно, что они скажут о продаваемых у нас оливках, орехах, рыбных продуктах, гранатовом соке...

Семья — в числе самых надежных помощников Олега

— Напоследок традиционный сентябрьский вопрос: как вы отдохнули нынешним летом?

— Замечательно отдохнул — поехал к маме в Курскую область. Со строительством дома ей помог, с родными и старыми друзьями повидался. В лес ходили, по речке на лодках плавали. Да и сейчас в Москве не прекращаю общение с природой — мы живем в прекрасном районе рядом с ВДНХ. А поскольку от отпуска я использовал только часть (правда, и ее провел в работе, готовя на Камчатке материалы про лосося, красную икру и рыбий жир), то остальное догуляю с семьей, задержавшись после командировки на недельку на Кипре. Дочка такие путешествия обожает, до сих пор вспоминает прошлогоднюю Индонезию!