Про учительницу Инку и ее корейских коллег

Первого сентября на мою почту свалилось уведомление об услугах психолога, который берется минимизировать стресс ребенка от школы - от учителей и одноклассников

А на следующий день подруга, чья дочь работает в школе, прислала ссылку на сообщение о забастовке южнокорейских учителей. Там, представьте, 200 тысяч человек вышли к зданию Национальной ассамблеи в Сеуле, а еще десятки тысяч в понедельник, нарушая все регламенты, не явились на работу! Повод? Очередное самоубийство учительницы. Корейская статистика последних шести лет просто убийственна: сотня самоубийств среди педагогов, не выдержавших психологического давления со стороны родителей учеников.

Подруга перезвонила: «Открыла ссылку? Во-о-т: У нас скоро будет то же самое. Моя Инка рассказывает: прямо с первого дня на учителей столько всего вывалили! Я бы родителям вообще запретила переступать школьный порог. А то один папаша на полном серьезе заявил: «Учтите, если что, приду со своим адвокатом и засужу. Просто предупреждаю, на всякий пожарный...»

Вот такие страсти-мордасти. Если кто любит конфликты, повод, конечно, всегда можно найти. Но что же должно случиться, чтоб учитель, и не один, а целых сто покончили с собой? И чтобы 200 тысяч законопослушных корейцев решились на забастовку? У нас бы, если пересчитать на российскую действительность, полмиллиона учителей вышли качать права? Сомневаюсь.

Между тем, по данным открытых источников, РФ на шестом месте по числу суицидов — после Литвы, Кореи, Казахстана, Белоруссии и Японии. Неожиданно, да? И ужасно. Про Сеул вы уже читали. Япония? Там все перерабатывают, нельзя прийти на работу позже босса и уйти раньше него. Существует термин, обозначающий смерть от переутомления, — «кароси». Красная линия кароси — 80 часов сверхурочной работы в месяц, когда возникает угроза психическому здоровью. Ее в Японии из раза в раз переходят 30% учителей начальной школы и 60% — средней.

А вы знаете, что Россия лидирует в мире по числу суицидов среди подростков? Только в минувшем году у нас в стране свели счеты с жизнью 1700 юных россиян. И понятно же, что дело тут не в школе, вернее, не только в ней. Дело в состоянии самого общества.

О чем разговоры дома? Возьмем самую обычную среднестатистическую семью. О чем бы ни шла речь — о банках, медицине, чиновниках, — в ней, боюсь, обязательно будет интонация недоверия, «всюду обман, телевизор про одно, а в жизни совсем другое». Конфетку развернули, а там пусто, и нет рядом человека, чтобы высказаться: дядя Петя, вы дурак? У японцев на этот случай есть манекены, по которым можно лупить со всей страстью накопившейся негативной энергии, хотя не очень-то это им и помогает. Так что в школу вечно настороженные родители провожают детей, давая им нехитрые советы: за себя постоять, не дать себя в обиду... И ведь неспроста, словечко «буллинг» хоть и не русское, но описывает вполне российские реалии.

Та самая Инка, дочка подруги, жаловалась в прошлом году. «Вызвала в школу мать одной девочки. Та норовит сверстников унизить, речь расхлябанная, смотрит нагло. Вот, говорю, сказала в адрес одноклассницы отвратительное слово, шлепнула ее по лицу... Мать при мне обращается к дочери: «Это правда? То, что она говорит?» «Она» — это про учительницу рядом!

Ну, говорю я Инке, школа — не твое, если ты так реагируешь. И второе: учителя, бывает, тоже врут. А вечером Инка прислала видео: на улице подросткам предлагают назвать фамилию исторического персонажа после того, как прозвучат его имя и отчество. И получилось: Владимир Ильич: Ельцин, Леонид Ильич Лермонтов, Борис Николаевич Бунин, Анна Каренина написала «Капитанскую дочку»...

Кому тут впору застрелиться — всем нам? Ответ неправильный. Может, реформаторам от образования? У них, к слову, тоже есть конкретные имена, отчества и фамилии.

Прочитала в Сети статью умного человека по фамилии Рон Кларк, американского педагога, про американскую школу. И «наши» комментарии к ней — мама не горюй! «Пусть учитель докажет, что он вправе учить наших детей!» — «Это кому еще он должен доказывать? Пусть вам в частной школе за деньги доказывают!» Оглушительная свара при отсутствии грамматики особенно неприятна.

Что делать? Из парочки педагогических статей выписала нехитрые советы, которые стоят всех сказанных там слов. Итак, советы мудрейших. Вот они:

— Любить работу. Школа — государство, и учитель в нем не правитель.

— Не обострять конфликт там, где его нет. Часть слов можно пропустить и не заметить.

— Понять, что школьники не всегда умеют управлять своей психикой. Они импульсивны, но зачастую сами не хотят конфликта.

— Не давить на учителей. Если в школе они будут чувствовать себя неуверенно и испуганно, это навредит самой школе, лишит ее возможности привлечь на работу талантливых и профессиональных специалистов. А значит, навредит и детям.

— Никогда при ребенке не говорить о преподавателе плохо. Он будет знать, что вы не уважаете учителя, соответственно, и сам не будет его уважать, что приведет его к целой связке проблем в дальнейшем.