Все уже когда-то с нами было

Традиционный обзор книжного рынка от «Труда»

«Все стихи однажды уже были. / Слоем пепла занесло их, слоем пыли / замело, и постепенно их забыли / - нам восстановить их предстоит...» — эти строки Юрия Левитанского касаются не только стихов. Восстановление всего занесенного пылью и илом прошлого — занятие крайне увлекательное и полезное для человечества. Которое, впрочем, так и не научилось работать над ошибками, извлекать уроки из истории. И все же каждая такая попытка заслуживает внимания.

Мааза Менгисте. «Царская тень»

Действие происходит в 1930-х. Вооружившись запрещенными международными соглашениями боевыми отравляющими веществами, армия Муссолини надвигается на Эфиопию. Император сбежал, известие это подрывает боевой дух защитников. Кажется, все уже предрешено. Но сирота Хирут не собирается молча хоронить погибших. Вместе с другими женщинами она придумывает выдать обычного крестьянина за императора и взяться за оружие. Эта война начинается в стенах одного дома, а потом перерастает в нечто большее. И все семейные распри и подозрения забываются, уходят на второй план.

В послесловии к своей книге автор вспоминает историю своей прабабки, которая в буквальном смысле отсудила у отца право взять винтовку и идти на фронт. «История войн всегда была мужской, — пишет Менгисте. — Но для Эфиопии это правило не действует. Женщины были в гуще борьбы. Мы и сегодня здесь».

Впрочем, разве это утверждение касается только Эфиопии?

Росс Кинг. «Книготорговец из Флоренции»

Росс Кинг — ведущий мировой эксперт по эпохе Возрождения, автор бестселлеров «Леонардо да Винчи» и «Тайная вечеря». Его новая книга посвящена удивительному человеку, несправедливо забытому историей, — главному книготорговцу XV века Веспасиано да Бистиччи.

Самый известный продавец книг Флоренции в 11 лет начал трудиться в лавке торговца письменными принадлежностями и переплетчика. Там он не просто знакомился с местными грамотеями и коллекционерами манускриптов, но и участвовал в их беседах, обедал вместе с ними. Все герои книги — реальные исторические персонажи. Причем писатель упоминает их не мимоходом, а обстоятельно делится любопытными эпизодами их жизни.

Во времена Веспасиано Флоренция процветала. И в то же время он наблюдал из своей лавки чудовищные потрясения: заговоры, эпидемии, войны, вторжения, а за пределами лавки — страшные убийства, «деяния чрезмерной жестокости». Все эти бедствия превратили волшебный мир его воображаемой Флоренции в то, что он позже в отчаянии назвал «землей забвения».

Важное напоминание нам, сегодняшним.

Сьюзен Стокс-Чепмен. «Пандора»

Лондон, 1799 год. Дора Блейк, начинающая художница-ювелир, живет со своей ручной сорокой в лавке древностей. Появление пифоса — загадочной древнегреческой вазы — меняет жизнь девушки самым решительным образом. Заинтересованных в секретах, связанных со старинной вазой, оказывается слишком много, и все они мечтают завладеть реликвией... Сьюзен Стокс-Чепмен исправляет грубую неточность, укоренившуюся в нашем сознании. На самом деле мифическая Пандора открыла не ящик, а пифос — древний кувшин. Дора — простая девушка из Англии конца XVIII века, а не творение богов. Но, несмотря на все эти различия в деталях, преданные фанаты античной мифологии будут рады огромному количеству отсылок к оригинальной истории о Пандоре. В сюжет вплетены исторические факты, легенды и мифы. И пусть ящик Пандоры пока не раскрылся, но приблизиться к его тайне автору удалось.

А большего нам пока и не надо.