Грозный управдом

В Театре Сатиры отважились на постановку «Ивана Васильевича»

После фильма «Иван Васильевич меняет профессию», снятого Леонидом Гайдаем в 1973 году, театры долгие десятилетия не рисковали ставить пьесу Михаила Булгакова «Иван Васильевич»: уж слишком хороша была экранизация с незабываемыми Юрием Яковлевым, Леонидом Куравлевым, Владимиром Этушем, Михаилом Пуговкиным...

И все-таки нашелся храбрец. Им оказался новый худрук Театра Сатиры Сергей Газаров, известный публике по многочисленным актерским работам в художественных фильмах и телесериалах, весельчак и балагур, жизнелюб и провокатор. Вот он отважился зайти в реку второй раз. И как зайти: в спектакле занята почти вся труппа, но преимущественно молодая ее часть, из звезд – только Юрий Васильев да сам Газаров в роли коварно улыбчивого авантюриста Шпака. Понимал степень риска – но у него был любимый Михаил Булгаков, ограждающий от банальностей и примитива, настраивающий на созидательную волну. И Газаров, взяв в союзники художника Владимира Арефьева, самоотверженно пошел за автором текста, не сократив ни строчки, глубоко погружаясь в игровую стихию, наполненную драйвом и юмором.

Знаменитый театр Сатиры, празднующий в этом году свое столетие, должен был представить комедию положений в сатирическом ключе и не ударить в грязь лицом, хотя от легендарной труппы Александра Ширвиндта, ныне президента театра, остались единицы. Конечно, король смеха мог бы сыграть в этой пьесе едва ли не половину списка персонажей – и оперно-пафосного Иоанна Грозного, и ряженного им управдома Буншу-Корецкого… Но режиссер решил, что Юрий Васильев сделает это не хуже мэтра. Надо признать: романтическому актеру с трудом давались острохарактерные роли. Выручали костюмы. Огромная шуба до пят, скипетр, приклеенная черная борода создавали иллюзию живого портрета Грозного в духе народного лубка. Шутейное действие дополняла мизансцена, где этот самый Грозный понарошку убивал сына. И таких приколов, иногда на грани фола, в спектакле множество.

Во втором акте скромная квартира изобретателя машины времени Тимофеева, учинившего все это историческое безобразие, превращалась в средневековые палаты со стрельцами, боярами, гуслярами, свитой царицы, напоминающей ансамбль «Березка». Оказавшемуся в окружении стольников и их острых пик управдому становилось страшно. Ведь и вправду могут убить, почувствовав неладное с подменой настоящего царя. И только шулеру и вору Жоржу Милославскому (актер Артем Минин) все нипочем: неважно какой век на дворе, было бы чем поживиться. Например, незаметно украсть золотую медаль шведского посла, разыгрывая из себя обиженного недоверием царедворца. Недаром говорят: «Не пойман – не вор». Вот и управдом под влиянием выпитой медовухи раскуражился, запел соловьем, закружил вокруг молодой царицы, ((актриса Надежда Филиппова), а та и рада. Пусть он и старый, и кривой с подвязанной челюстью, а все же – царь. В ее легкомысленном порхании угадывался знакомый архетип ветреной супруги Тимофеева актрисы Зинаиды Михайловны, готовой ради роли переспать с кинорежиссером. Как тут не вспомнить Александра Сергеевича Пушкина: «Ужасный век, ужасные сердца».

К сожалению, никакие чудеса техники, никакие путешествия во времени не способны исправить человеческие пороки. Глупость, корысть, жажда власти бессмертны. Об этом писал Михаил Булгаков, об этом поставил спектакль Сергей Газаров, оставив за зрителем право судить о сделанной работе, о нас самих и всем окружающем мире критически. Но не теряя чувства юмора.