7 ноября на больших экранах стартовал фильм Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева «Любовь Советского Союза». История посвящена советским небожителям 1930-х — летчику, актрисе и писателю. Сквозь призму сценария нетрудно угадать реальных героев того времени. Накануне премьеры «Труд» поговорил с актером Кириллом Кузнецовым, сыгравшим улыбчивого летчика-героя, участника войны в Испании, о том, было ли место романтизму в жестком социальном эксперименте, который поставила в ХХ веке Россия.
— Прототипами героев ленты стали Анатолий Серов, «сталинский сокол» и первый муж актрисы Валентины Серовой, сама актриса и ее будущий супруг — знаменитый поэт, корреспондент «Красной звезды» Константин Симонов. Как вы собирали материал? Обращались ли больше к документальным источникам или к художественным — литературе, кино?
— Параллели, о которых вы говорите, неизбежны, но фамилия моего героя — Ковров, его жену зовут Галина, ее поклонник драматург — Кирилл Туманов. История основана на подлинном материале, но, готовясь к роли, я делал упор на художественную сторону и пересматривал советские военные фильмы: «Они сражались за Родину», «В бой идут одни «старики», «Двадцать дней без войны» — в общем, отечественную киноклассику.
Перед камерой важно не соврать, а когда играешь военных, ответственность особенно велика: они очень отличаются от нас, штатских. Другие манеры, жесты, выражения... К примеру, вставая из-за стола или выходя из автомобиля, офицер обязательно расправит китель — характерным движением от портупеи к спине. А когда в помещение входит дама, офицер встает. Может показаться, что это мелочи, но именно из таких деталей складывается ощущение достоверности и «объем» персонажа.
— Судя по трейлеру, нам рассказывают историю про любовный треугольник.
— О, это излюбленная тема журналистов! Но я заявляю со всей ответственностью: никакого любовного треугольника там нет. Этот сюжет — про любовь в разных жизненных обстоятельствах. Тот случай, когда судьба подкидывает испытания, которые герои преодолевают силой любви. И никто не даст ей определения: это может быть забота, работа, надежда — да что угодно.
— Долго ли вы привыкали к военной форме?
— Образы вырисовались уже во время проб — а те шли пять-шесть месяцев. За это время мы всей съемочной группой нашли «визитную карточку» моего героя: ею стала широкая, открытая всему миру улыбка. Так что, оказавшись под камерами, я уже знал, как подступиться к образу. Но до мелочей его не просчитывал — оставлял место для спонтанности. Съемки в кино подразумевают рождение образа на глазах у зрителей. Это ценнее, чем все то, что мы можем отрепетировать заранее. Очень интересная и сложная работа. Надеюсь, она найдет отклик у зрителя.
Даже в лирические моменты (с Галиной в исполнении Ангелины Стречиной) герой Кирилла Кузнецова сохраняет военную выправку. Кадры предоставлены компанией «Централ Партнершип»
— Каково ваше отношение к советскому прошлому и насколько мы вправе его романтизировать? Чего, на ваш взгляд, в нашей истории было больше: реального или мифов? Есть ведь люди, которые и «Двух капитанов» Каверина считают пафосной фальшью, хотя это прекрасная книга.
— Мы не романтизируем СССР тех лет — мы работаем с историей людей, которая происходит в 30-е годы в нашей стране. Те люди любили, ненавидели, ревновали, плакали, смеялись, были счастливы и сталкивались с невзгодами. Да, берем яркое и лучшее, что было в те годы, но это не значит, что задались целью корректировать историю страны. Мы не историки-документалисты, мы занимаемся жизнью человеческого духа: рассказываем в художественной форме о красивых людях, об их любви накануне Второй мировой войны.
— Тогда поговорим о психологической достоверности. Ваш герой увидел Галину и понял: вот она, любовь его жизни. А вы верите в любовь с первого взгляда или придерживаетесь мнения, что сначала надо друг друга получше узнать, пожить вместе год-другой? Кстати, психологи от таких спонтанных влюбленностей предостерегают.
— Вот и пусть занимаются психологией, а не навязывают шаблоны. Влюбиться с первого взгляда и сразу же пойти в загс — можно! Так же как можно прожить вместе год, два, пять лет — и только потом узаконить отношения. Или не узаконить, а расстаться: Не думаю, что летчик-испытатель, Герой Советского Союза, прошедший Испанскую войну, был легкомысленным человеком.
— Есть ли место «простым романтикам» в наши прагматические времена?
— Если постоянно говорить: мол, мы прагматики, нас интересует только выгода, деньги, такими и станем. Но, конечно, это не так. Мы же ходим в театр, путешествуем, читаем стихи, дарим девушкам цветы...
— Вы работали в очень серьезном актерском составе: Алена Бабенко, Игорь Петренко, Роман Мадянов... К сожалению, Роман Сергеевич недавно нас покинул. Вспомните что-то про него?
— Большая честь работать с такими мастерами и просто с очень хорошими людьми. А с Мадяновым мне посчастливилось работать еще и на съемках фильма «Союз Спасения». Очень радовался, когда наши смены пересекались. Роман Сергеевич был человеком огромного профессионализма и непревзойденного чувства юмора. Всегда было огромное удовольствие наблюдать за ним, что-то подсмотрев для себя.
Работа и с мастерами (справа — Роман Мадянов в роли начальника управления театров Кононыхина), и с молодыми коллегами (Роман Васильев в роли в Кирилла Туманова) — огромная радость для Кирилла
— В «Союзе Спасения» вы сыграли командира мушкетерской роты, зачинщика восстания Черниговского полка Михаила Щепилло. Как оцениваете декабристов, что вкладывали в этот образ?
— Я играл неистового, беспощадного к себе и к другим человека, который пойдет к цели до конца. Но едва ли это может быть единственным свойством натуры. Мой герой руководствовался старой мудростью: «Если драка неизбежна, бей первым». Как лидер повстанцев он ощутил на себе агонию безнадежного положения, когда от участия в восстании стали отказываться все полки один за другим. Думаю, декабристы сделали роковой шаг: начав бунт, они затем уже не смогли отыграть назад. «Ради мечты можно умирать, но убивать нельзя», — прозрел товарищ моего героя, декабрист Сергей Муравьев-Апостол, вместе с которым они чуть насмерть не забили командира Черниговского полка Густава Гебеля... Кстати, ему было не суждено погибнуть от шпаг декабристов: излечившись от тяжелых ран, он прожил потом еще много лет:
— Следите за современным русским кино? Как считаете, оно переживает ренессанс или «все плохо» и ничего не меняется?
— Конечно, слежу и даже пишу в собственном блоге. Многое меняется. Пришло новое поколение режиссеров, сценаристов, актеров. У нас снимаются классные истории, вся индустрия сделала шаг вперед, даже скачок. Это касается и технологичности, и производства, и уровня фильмов. Чего только стоят появившиеся относительно недавно авторские сериалы на онлайн-платформах, они ведь очень высокого качества. Да просто количественно снимают много, несравнимо с тем, что было 10-20 лет назад.
— Но тогда гремело авторское кино, и, на мой взгляд, большой метр призеров тогдашних фестивалей интереснее сериалов на нынешних платформах, даже тех же самых режиссеров.
— Да, были замечательные фильмы, но они оставались почти неизвестными массовому зрителю, это было классическое «кино не для всех». Сейчас же любой зритель может найти фильм или сериал, который его зацепит и с которым он проведет вечер или несколько недель. Достойные ленты всегда были, есть и будут. Рывок сделала именно киноиндустрия, сумевшая наконец донести весь свой продукт до зрителя.
— Как вы пришли в актерскую профессию — были другие варианты?
— Это получилось совершенно случайно. Я хотел быть архитектором. Но в 11-м классе внезапно решил, что хочу поступать в театральный. Не спрашивайте почему: для меня самого это до сих пор загадка. Поступил со второго раза (учился в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, после вошел в состав питерского театра «Мастерская». — «Труд»), так и оказался в этой профессии. Тогда сомнения меня не посещали: я же ничего о ней не знал...
— Что в вашем деле главное?
— Тут все важно и неважно одновременно. Понимаете, как только ты попытаешься разложить, проанализировать актерскую профессию с точки зрения логики и разума, сразу проиграешь. Это очень интуитивное дело — наверное, в этом его главный плюс. Конечно, получишь ты роль или нет, зависит от множества факторов: удачно ли прошли пробы, «попал» ли ты в материал, в героя, понравился ли режиссеру и продюсерам: Это рулетка. Но к этой рулетке нужно быть готовым.
— Кого бы хотели сыграть и кто «ваши» авторы?
— Лермонтов, Достоевский, Чехов. Свои «роли мечты» пока подержу в секрете: предпочитаю сначала сделать, а потом говорить.