Романтизм Евгения Малинина

В Московской консерватории ученики замечательного пианиста отмечают 90-летие со дня рождения своего мастера

К 90-летию выдающегося пианиста, народного артиста СССР, профессора Евгения Малинина Московская консерватория приурочила фестиваль его учеников. Все они очень разные, с удивительно непохожими судьбами – но в каждом по-своему живет романтичная музыкальная душа Евгения Васильевича.

Евгений Малинин был одним из самых знаменитых учеников легендарного пианиста и педагога Генриха Нейгауза. Окончив Московскую консерваторию и став всемирно известным концертным исполнителем, особенно прославился трактовками романтического репертуара, а его исполнение Второго концерта Рахманинова признано эталонным. Евгений Васильевич почти 40 лет преподавал в родном вузе, руководил одной из именных кафедр специального фортепиано, воспитал десятки музыкантов, в том числе таких международно признанных, как Татьяна Федькина, Иво Погорелич, Сергей Главатских, Евгений Рывкин, Юрий Розум, Ирина Осипова, Полина Федотова, Лариса Дедова…

Конечно, не всех из них удалось собрать в эти дни в Москве. Но и тех, что смогли выступить, оказалось достаточно для нескольких впечатляющих программ в залах консерватории. Вот, например, Михаил Трушечкин, выпускник 1990 года. Преподаватель Музыкального колледжа имени Гнесиных. Энтузиаст творчества Баха, Бетховена, Листа, Скрябина, Прокофьева – это если судить по каталогу записей. И тонкий интерпретатор хрупко-малозвучных, как ажурная драгоценность, миниатюр Брамса, каким он предстал нынче на сцене Рахманиновского зала (интермеццо си минор и ми минор из опуса 119).

Или – Анатолий Рябов, выпускник 1971 года, один из известнейших педагогов Москвы, профессор Государственного музыкально-педагогического института имени Ипполитова-Иванова и Государственной классической академии имени Маймонида. В исполнении Анатолия Яковлевича прозвучали Ноктюрн ми мажор и Вальс ля минор любимейшего Малининым и его учениками Шопена.

Эффектным (может быть, чуть слишком бравурным) исполнением Си-бемоль минорного скерцо Шопена привлекла Дарья Рябова, тоже успевшая поучиться у Евгения Васильевича, но заканчивавшая консерваторию уже после отъезда мэтра в Германию, а сейчас входящая в число ведущих педагогов Центральной музыкальной школы.

Среди выступивших – преподаватель Академического музыкального училища при Московской консерватории Сергей Корсаков (коронный малининский Рахманинов – прелюдии ре мажор, соль минор и си-бемоль мажор), пианист Хора Турецкого Игорь Полтавцев (судя по записям, знаток джазового репертуара, но сейчас продемонстрировавший крепкую классическую основу в ноктюрнах Шопена си мажор и ми мажор), профессор консерватории Людмила Кузнецова (с юными партнерами виолончелисткой Галиной Мальян и кларнетистом Валентином Азаренковым сыгравшая первую часть Трио си минор Брамса). Тряхнул стариной даже редко играющий в концертах проректор консерватории по научной работе Константин Зенкин, и это его выступление отнюдь не выглядело формальной данью нынешнему высокому званию музыканта: Ре-бемоль мажорный этюд Листа явил образец отточенного воспроизведения текста, а «Наваждение» Прокофьева увлекло молодым задорным безумием.

Завершала программу вечера, о котором рассказываю, Елена Жукова, артистка совсем необычной судьбы. Она, будучи ученицей Центральной музыкальной школы, с ранних лет мечтала о балете и поступила в Хореографическую академию, учась в которой, закончила не только ЦМШ, но и полный курс Московской консерватории – как вы уже догадались, у Евгения Васильевича Малинина. Затем – более 30 лет танца на сцене Большого театра, но также и пианистическое концертирование (в частности, Второй и Третий концерты Рахманинова с ведущими оркестрами страны) а ныне – работа концертмейстером ГАБТа, преподавание в Русской школе искусств «Гранд-балет». И – конечно, не прекращающаяся музыкально-концертная карьера, в которую теперь пианистка вписала великолепное, мощное исполнение Восьмой сонаты Прокофьева (вторая и третья части).

Как я уже сказал, далеко не все, кто хотел и мог почтить память Евгения Малинина, подоспели к нынешним московским концертам. К счастью, их череда продолжится – на 11 января намечен фортепианный вечер в Большом зале консерватории.