Московское метро надо объединить с железной дорогой

6 советов новому начальнику московской подземки, как сделать ее лучше

Вчера приступил к работе новый начальник столичного метро. «Труд» спросил экспертов, что нужно сделать для того, чтобы метрополитен стал по-настоящему удобен для пассажиров.

В понедельник закончился 15-летний период, во время которого столичным метро руководил Дмитрий Гаев. Вчера его сменил Иван Беседин, до этого бывший начальником Калининградской железной дороги.

Разобраться с тарифами

Пока Генпрокуратура подозревает, что тарифы в метро росли неоправданно быстро, эксперты заявляют, что они, наоборот, слишком низкие. Вернее, проблема в том, что подход к ним слишком социалистический.

В отличие от железной дороги, в метро стоимость поездки одинакова независимо от того, одну или 25 станций проедет пассажир. «Так что, прежде чем жаловаться на высокую цену проезда, лучше вспомнить о транзитных пассажирах, которые менее чем за 28 рублей передвигаются из одного конца города в другой», — говорит «Труду» научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Дешевле нельзя проехать никаким другим общественным транспортом.

По словам эксперта, пенсионеры Москвы и области могут, не выжидая 7 минут, как, например, студенты, прикладывать свою социальную карту и пропускать всех желающих хоть десятками, пока в дело не вмешается сотрудник метрополитена. Корреспондент «Труда» даже был свидетелем того, как человек с социальной картой за деньги пропускал каждого, кто желал пройти в метро, минуя очередь в кассу, за 50 рублей. «Такого рода спекулирование льготой можно свести на нет, убрав безразмерность билета», — считает Блинкин.

Привязать метро к железной дороге

Ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству Александр Стрельников считает, что необходимо восстанавливать движение пассажиров по московской Окружной железной дороге и развивать метро с учетом этого потенциала.

«Раньше метро и железная дорога были двумя независимыми структурами, но пора бы им уже объединить усилия на благо жителей города и области», — считает Стрельников. По мнению эксперта, участок от железнодорожной станции Тестовская до станции Канатчиково должен стать новым пересадочным контуром в городской системе наземного электрического транспорта. С него можно будет пересаживаться на метро в Лужниках, станции метро «Кутузовская» и другие.

Эскалаторы должны быть узкими

Типичная картина в московском метро — это толпы под сотню человек, которые, раскачиваясь из стороны в сторону, медленно загружают свои тела на эскалаторы. Причем если об этом не кричит в громкоговоритель сотрудник метро, редко кто осмелится встать в два ряда.

Сделать эскалаторы более быстрыми — не выход, считает Стрельников: «В этом случае люди будут просто реже стоять на ступеньках». По словам эксперта, необходимо закупить патент на более узкие эскалаторы, который уже есть. «Тогда эскалаторов будет больше, а значит, и людей, одновременно ступающих на движущееся полотно, тоже будет больше», — объясняет он.

Кроме того, на многих станциях попросту отсутствуют нужные людям выходы, которые сняли бы нагрузку с уже существующих эскалаторов.

Снизить шумность

Вагоны метро старого образца слишком шумные внутри, а новые — снаружи (при торможении). «Не могу слышать этот визг: каждый раз, когда подъезжает состав из новых вагонов, меня передергивает», — жалуется «Труду» москвичка Ольга.

Оказывается, строители метро знают, как снизить шум, но почему-то сделали это только на станции «Пражская». «Платформа на этой станции выложена шумопоглощающей плиткой, — рассказал „Труду“ Стрельников. — В результате находящиеся на платформе пассажиры могут спокойно разговаривать и вообще не испытывают дискомфорта». Ведь как бы человек ни привыкал к шумовому фону города, он все равно очень повышает уровень общего беспокойства.

Турникеты против «зайцев»

Снизить количество безбилетных пассажиров могут створчатые турникеты, которыми пока оснащены лишь некоторые станции. Только, «убивая» зайцев, турникеты могут нанести вред еще и самым невинным — неродившимся младенцам.

«Нужны деликатные, плавные турникеты, которые не ударяли бы — в прямом смысле этого слова — по беременным женщинам, — предостерегает Стрельников. — Например, правильные турникеты стоят на станции «Маяковская».

Сделать указатели удобными

К сожалению, часто москвичи и гости Белокаменной теряют время в поисках нужного учреждения, магазина, потому что не могут разобраться, куда правильно выйти. А на станциях метро нет карты города с указанием всех выходов с этой станции.

«В метро можно найти рекламу десятков различных заведений, но вот карты, то есть заботы о людях, часто не бывает, — говорит „Труду“ Федор, курьер одной из столичных турфирм. — Я всегда распечатываю себе маршрут, иначе никак».

Когда появляются новые нужные людям места или маршруты наземного городского транспорта, нужно дописывать их на табличках. Кроме того, нелогично, когда, например, на станции «Улица 1905 года» в одну и другую сторону указывают стрелки с надписью «Звенигородское шоссе» без указания номеров домов.

Логичных и понятных указателей не хватает и на пересадочных станциях метро, где заблудиться могут даже коренные москвичи.

Кто ушел

Дмитрий Гаев, экс-глава метро Москвы

Родился 21 октября 1951 года в Москве.

Учился в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ).

Работал помощником машиниста на Москов-ской железной дороге. После армии работал старшим инженером МПС, руководил метро с 1995 года.

Кто пришел

Иван Беседин, новый начальник метро

Родился 13 февраля 1954 года в Баку.

Учился в МИИТе по специальности «инженер-электрик».

Работал первым заместителем министра путей сообщения РФ, с 2003 года — директор Всероссийского НИИ железнодорожного транспорта, с 2006-го руководил Калининградской железной дорогой.