Традиционный обзор книжного рынка от «Труда»
Не все загадки поддаются человеку. Будь то поведение одного из самых разумных наших спутников — лошади. Или озарения, посещающие прикованного к инвалидной коляске физика-атеиста. Или деяния великого и ужасного тобольского старца, оставившего след в истории благодаря то ли силе, то ли немощи. Откуда что берется?
В январе минуло 150 лет со дня рождения героя этого захватывающего исторического детектива. К обстоятельствам убийства одной из самых мистических фигур конца Российской империи автор обращается в третий раз, вооружившись таинственно обретенным в архивах РФ делом Первого департамента Минюста, расследовавшего преступление. Прилагаются шокирующие фото пулевых ранений и снимки трупа, вынутого из проруби. Но подтверждения того, что убийцей был (на чем, собственно, и строится сюжет) Освальд Рейнер, британский агент и друг Юсупова, пули не дают. Про англичанина, участвовавшего в заговоре со смертоубийством, написано во всех недавних биографиях Распутина. Шишкин сводит все интриги в один узел: британская разведка хотела устранением «царского друга» прекратить сепаратные переговоры императора Николая II с Германией о заключении мира. Пацифистские идеи старца, предвосхитившего большевиков, тоже не новость. Но поверить в мощь военного министра Великобритании лорда Китченера, отправлявшегося в Россию с секретной миссией, — это, извините, чересчур!
Когда в 70-х Стивен Хокинг (1942-2018) приезжал в Москву, он покорил своими теориями российских астрофизиков, включая одного из отцов водородной бомбы Якова Зельдовича. А молодой ученый Владимир Сурдин даже носил его (по причине отсутствия пандусов в нашей столице) на руках и не предполагал, что спустя несколько десятилетий станет научным редактором последней книги Хокинга, собранной из интервью и размышлений на самые высокие темы: есть ли Бог, где начало Вселенной и зачем нам космос. Открыв впоследствии формулу вычисления температуры черных дыр, начертанную теперь на могиле в Вестминстерском аббатстве, где Хокинг похоронен рядом с Ньютоном, он встал в один ряд с великими физиками. В то, каких усилий это ему стоило, до сих пор трудно, невозможно поверить. С 20 лет у него отмирали мышцы, не работали ноги, потом отказали руки — действовали лишь мозг и нерв на правой щеке. А он стал директором Кембриджского центра космологии, писал сложнейшие математические монографии, книги для детей и тренировался, чтобы полететь в космос: Интересно, чего бы он достиг, будь как все?
Биография нашего благородного спутника берет начало от дальнего предка непарнокопытных — зверька размером с болонку. А заканчивается исследованиями мозга лошадок с помощью МРТ. Наверное, ни одно другое животное не сыграло такой огромной роли в человеческой истории. На лошадях охотились, завоевывали пространства Старого Света, а появление всадников-конкистадоров в безлошадном Новом Свете привело к падению блестящих доколумбовых империй. Хотя первые люди рассматривали лошадь исключительно как пищевой ресурс — и охотились не с ними, а на них. Одомашнили дикое млекопитающее 8-9 тысяч лет назад где-то в степях Евразии, и с тех пор оно живет рядом с нами.
Цезарь (Калигула) назначил любимого коня сенатором — и, думается, Инцитат справлялся с этим не хуже иных российских слуг народа. «Я решила, — пишет автор, — больше не таскать полные ведра и привела жеребца Уиспера к дому, к ведерку с водой под краном». А опоздав однажды к часу кормежки, увидела, как Уиспер копытом отвернул водопроводный кран, попил, но закрывать не стал. Лошади умны, умеют считать и прекрасно разбираются в людях. Так что еще неизвестно, кто кого приручил.