Главная Экономика 00:01 09 Апреля 2021 10954
Время снова гудеть: БАМ!

В тайгу вместо комсомольских бригад придут военные строители

Александр Киденис
Фото: Johanna Woitczyk / CHROMORANGE, globallookpress.com

На сайте Министерства обороны России появилась информация: Железнодорожные войска страны начинают строительство второй ветки Байкало-Амурской магистрали (БАМа). Приступают срочно, чуть ли не по тревоге. «Выходят все 10 бригад Железнодорожных войск на строительство участка от Улака до Февральска — 340 километров», — объявил замминистра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков.

Но волноваться не надо: хотя сооружать БАМ-2 поручено армии, оборона страны здесь ни при чем — только бизнес. Об этом говорит выбор участка магистрали, которому в ближайшее время предстоит стать двухпутным. Прежде всего станция Улак (2677-й километр БАМа), с которой начнутся работы. Это важный железнодорожный узел, который присоединяет к БАМу построенную еще в начале нулевых частную 320-километровую ветку — подъездные пути к крупнейшему в мире Эльгинскому месторождению коксующегося угля.

Запасы месторождения оцениваются в 2,2 млрд тонн, и перекупившая его в прошлом году у «Мечела» компания «А-Проперти» Альберта Авдоляна уже объявила о намерениях увеличить здешнюю угледобычу в 10 раз с поставкой в Китай. Уже в 2023-м планируется выдать на-гора 30 млн тонн с последующим увеличением до 50 млн тонн угля в год. А нынешний однопутный БАМ такие объемы не потянет.

Срочность сооружения второго пути на этом участке БАМа продиктована и начавшимся в мире падением спроса на уголь. Европа объявила о переходе на «зеленую» экономику с полным отказом от угольных ТЭС — а нынче именно сюда идет больше половины российского угольного экспорта. Но в Великобритании последнюю угольную ТЭС планируют закрыть в 2024 году, в Нидерландах — к концу 2029 года, в Германии — не позже 2038 года.

В Азии ситуация для нашего экспорта лучше — уголь покупают Южная Корея, Китай и Япония. Правда, первая в минувшем марте уже останавливала половину угольных ТЭС из-за сильного загрязнения воздуха. Теперь там ожидается правительственное заявление о переходе к «углеродной нейтральности» к 2050 году, что исключит финансирование угольных проектов. В КНР сегодня угольные генерирующие мощности называют избыточными, а выбросы углекислого газа — близкими к пиковым, что, скорее всего, приведет к постепенному сокращению угольной энергетики с 2025 года...

То есть стремление компании «А-Проперти» нарастить экспорт эльгинского угля, пока на него есть спрос, с точки зрения бизнеса вполне понятно и оправданно. Но с точки зрения интересов страны здесь все-таки есть вопросы, и немало. Во-первых, отметим, что российский угольный экспорт не очень прибылен, поскольку основной экспортер Кузбасс удален даже от основных российских потребителей угля, не говоря уже о зарубежных. Деловая пресса периодически пишет, что РЖД перевозят российский экспортный уголь в несколько раз дешевле, чем металлы, нефть и другие товары. То есть наш угольный экспорт фактически субсидируется другими отраслями. Год назад «Коммерсантъ» сообщал о новых скидках в размере 12,8%, которые РЖД предоставили кузбасскому углю, а затем появилась информация, что скидка на экспортные перевозки угля в западном направлении может дойти до 99%.

А уголь Эльгинского бассейна уже сегодня получает огромную государственную субсидию — скоростное военное строительство БАМа-2. Стоимость проекта не раскрывается. Несколько лет назад эксперты называли цифру в триллион рублей, но с тех пор рубль изрядно (как минимум вдвое) подешевел. Однако вопрос даже не в деньгах, а в их использовании. В приоритетах нашей экономики.

Вспомним, как изначально сооружался БАМ — 4287 километров от Тайшета до Советской Гавани, 280 станций, шесть десятков городов и поселков, с планами создания 11 (!) территориально-промышленных комплексов-гигантов (из которых появился лишь Южно-Якутский угольный). Без полноценного развития промышленности БАМ терял свой смысл — магистраль должна была стать началом нового, масштабного освоения гигантских сибирских просторов.

Не стала. Нынешний БАМ — всего лишь цепочка больших и малых железнодорожных полустанков, не выросших не только в города, но даже просто в полноценные поселки. Людей мало, половина — вахтовики, так или иначе повязанные магистралью, плюс учителя, врачи, прочие бюджетники, которым некуда деваться. Жильем, в том числе барачным, более-менее обеспечены, торговля налажена, в лесу — грибы-ягоды, разное зверье, в речках и озерах — рыба. Героизма никакого, но жить можно!

Тем не менее очень хочется спросить: а зачем строили-то? Впрочем, сегодня ответ имеется — для транзита. Если в нулевые годы здесь ходил один поезд в неделю, то сегодня по БАМу перевозят до 20 млн тонн грузов. А в РЖД поговаривают о повышении пропускной способности до 180 млн тонн за счет разгрузки Транссиба, который должен стать скоростной артерией между Европой и Азией.

Напомним, что на прилегающих к магистрали территориях разведана четверть запасов российского свинца и меди, половина запасов цинка. Удоканское меднорудное месторождение — крупнейшее в мире по запасам меди, содержит платину, золото, титан. Чинейское месторождение — это треть российских запасов ванадия. И этим список не исчерпывается.

Нет, я не призываю немедленно строить у БАМа рудники и металлургические заводы — дыма и копоти в Сибири и сегодня хватает, а свободных людей для добычи и переработки уже давно нет. Но хочется спросить: почему БАМ-2 решили сооружать вместо железной дороги Кызыл — Курагино, которую тувинцы ожидают уже 20 лет, а теперь ее отложили еще на пятилетку? Протяженность ее — около 400 км — почти совпадает с БАМ-2 Улак — Февральск.

Что интересно: для сооружения дороги в Туве можно было бы не привлекать весь личный состав Железнодорожных войск страны — в республике немало своих рабочих рук: уровень безработицы среди местных трудоспособных мужчин составляет 24,7%, из них городского населения — 15,8%, сельского — 25,0%. Средний возраст безработных — 34,5 года, самый что ни есть трудоспособный. И первый километр тувинской «железки» здесь уложили еще в 2012 году, пообещав вместе с дорогой построить горно-обогатительный комбинат на местном Элегестском месторождении коксующегося угля и тем самым начать в республике индустриализацию.

Читатель может спросить, какая автору разница: строится ли дорога для вывоза тувинского угля или расширяется магистраль для вывоза якутского угля?

Но разница есть. Ибо БАМ уже построен, и живущим там людям безразлично, перевезет ли магистраль за год 20 млн тонн грузов или 100 млн тонн. Тем более грузы эти не российские, а транзитные — произведены будут в Китае, а поедут в Европу. Для сибиряков такая магистраль почти ничем не отличается от трубы очередного газопровода, проложенной через сибирскую тайгу. И все равно, что по ней «течет» — газ, лес или китайский ширпотреб.

Зато совсем другое дело — прокладка железной дороги в одну из самых отсталых российских республик, занимающей последнее, 85-е место по качеству жизни. В рейтинге по медицинскому обслуживанию — последнее место. В рейтинге по доступности жилья — на одном из последних. В регионе более 40% населения находятся на грани бедности и более 9% — за чертой бедности и относятся к крайней бедности. Но федеральные деньги, которые могут и должны изменить здешнюю жизнь, почему-то опять обошли стороной Туву.

Хотя БАМу от этого не легче: сооружение второго главного пути, ныне начатое военными железнодорожниками на участке Улак — Февральск, не приведет и здесь к появлению благоустроенных городов и поселков, не говоря уже о современных высокотехнологичных производствах. Здесь вообще не появится ничего нового, кроме дополнительной пары рельсов с прилагающейся к ним инфраструктурой. Именно поэтому здешние губернаторы абсолютно равнодушно встретили известие о начале работы над проектом БАМ-2. Хотя любое привлечение средств в регион нынче большая удача. Но здесь не тот случай: БАМ-2 призван лишь сделать «железнодорожную трубу» вдвое шире.

Тем временем поселки, расположенные вдоль БАМа, представляют собой плачевное зрелище. И не только из-за «почтенного возраста», на который бараки не рассчитаны. Есть беда похуже: застроенный еще под комсомольские песни регион ежегодно подвергается наводнениям и затоплениям с многомиллиардным ущербом. Увы, сооружение поселков в зоне магистрали зачастую вели без учета возможных природных катаклизмов. В результате прошлой осенью, например, только в Амурской области, по данным губернатора Василия Орлова, бездомными оказались более 5 тысяч бамовцев, для переселения которых в новые дома требуется 20 млрд рублей. Годом раньше в Приангарье аналогичная беда настигла более 10 тысяч домохозяйств, а общий ущерб был оценен в 31 млрд. Что принесет бамовцам нынешний год, не знает никто.

P.S. А ведь еще полтора года назад, на праздновании 45-летия БАМа съехавшиеся в Тынду и ветераны, и молодежь говорили о необходимости «перезагрузки» магистрали. Которая задумывалась не только в качестве кратчайшего пути из точки А в точку Б, но и как сеть новых российских городов — спутников БАМа. Оснащенными всеми средствами коммуникации, с современными высокотехнологичными производствами. Эти города можно и нужно строить сейчас, не дожидаясь, когда стихия зальет и разрушит барачное наследство некогда великой стройки. Однако представители федеральной власти и железнодорожники продолжают стоять на своем: главное — нарастить грузооборот! А там хоть трава не расти. Но ведь не станет Россия сухопутной альтернативой Суэцкому каналу — неужели неясно? И новый «Шелковый путь» китайцы уже сооружают без нашего Транссиба в южном варианте — через среднеазиатские республики, Азербайджан, Турцию и восточно-европейские страны.

Комментарии для сайта Cackle

Главе Минфина Антону Силуанову предстоит свершить невозможное. За четыре дня

Алекс Зверев
Труд
Фото: Kremlin Pool, globallookpress.com

За четыре дня министр финансов Антон Силуанов должен свершить невозможное. Придумать, как дать регионам кредиты на расплату по прежним долгам, чтобы федеральный бюджет вернул недоимки по новым заимствованиям. И не пытайтесь...

Готовится очередное судьбоносное решение, наносящее вред окружающей среде и здоровью

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
В России могут разрешить приватизацию земельных участков во втором поясе санитарной зоны питьевых источников. Фото: DanitaDelimont.com, globallookpress.com

Росреестр подготовил поправки в Земельный кодекс, снимающие запрет на приватизацию земельных участков во втором поясе санитарной зоны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения — озер, рек и других...

Платить пособия нужно всем россиянам, оказавшимся ниже официального порога нищеты, считает Алексей Кудрин

Александр Киденис
Труд
Планы Алексея Леонидовича избавят российскую статистику от графы «нищие». Фото: Kremlin Pool, globallookpress.com

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин выступил с предложением изменить в стране систему социальных пособий: платить из казны не выборочно, а всем семьям и одиночкам, чьи доходы окажутся ниже официального порога нищеты....

Экономика 15:24 / 15 Апреля 2021 14513
Внезапно разбогатели

Росстат объявил о рекордном (!) падении бедности в России

Алекс Зверев
Труд
Когда читаешь такое, невольно вспоминается известное выражение Марка Твена: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

И это не первоапрельская шутка: по подсчетам статистиков, в минувшем, 2020 году число россиян с доходами ниже прожиточного минимума снизилось до 12,1% населения (17,8 миллиона человек), а годом раньше было 12,3% (18,1 млн). Росстат добавляет,...

Экономика 00:01 / 16 Апреля 2021 13856
Пираты ХХI века

Сетевые мошенники обокрали меня, тебя и даже дочку Чкалова

Александр Киденис
Труд
К концу 2021 года россиян ограбят на 90 миллиардов рублей, подсчитали. эксперты. Фото: Moscow-Live.ru

Младшая дочь легендарного летчика Валерия Чкалова стала жертвой кибермошенников после телефонного звонка от «старшего лейтенанта Следственного комитета». 82-летней Ольге Валерьевне командирским голосом сообщили, что данные ее банковских счетов...

Экономика 00:04 / 02 Апреля 2021 13849
Высокие стандарты ESG

«Роснефть» признана лидером российского рынка по ключевым показателям инвестиционной привлекательности

Захар Антонов
Труд
Фото: Rosneft, globallookpress.com

Американский инвестиционный банк Morgan Stanley опубликовал на этой неделе отчет по компаниям развивающихся рынков. Цель данного отчета состоит в том, чтобы продемонстрировать, насколько интегрированы показатели ESG в систему...

Экономика 00:10 / 26 Марта 2021 13327
Доллар есть и будет

Призывы к отказу от «зеленых бумажек» разбиваются об экономическую реальность

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Сбросить покойных президентов США с шеи многострадальной российской экономики не так-то просто. Фото: CHROMORANGE / Bilderbox, globallookpress.com

Главной новостью недели (если не считать вакцинацию президента России) стал визит министра Сергея Лаврова в Китай на фоне обострения отношения между Россией и Западом и КНР и Западом. Сознательно разделяем эти два...

Экономика 00:09 / 02 Апреля 2021 12782
Тут вам не там!

Министерство экономического развития России предложило распространить курортный сбор на всю страну

Юрий Ряжский, спецкор, Тверь - Москва
Труд
Есть рацпредложение: объявить курортом элитного уровня сразу всю Россию. Фото: Андрей Аркуша, globallookpress.com

Регионы будут сами принимать решение о введении сбора и устанавливать его размер. Этому предшествовал эксперимент, который проводится в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. В первом крае за сутки взимают...

За последние 20 лет число стихийных бедствий удвоилось – в том числе из-за «капризов» погоды, вызванных изменением климата

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Ветерок из Сахары развернул поперек Суэцкого канала гигантский контейнеровоз, наглухо заклинив магистраль. Фото: Mohamed Shokry/dpa, globallookpress.com

Эпизод с несчастливым контейнеровозом в Суэцком канале еще раз показал, как уязвима наша цивилизация, сотрясающаяся от техногенных катастроф и инцидентов. Согласно докладу ООН, число стихийных бедствий за последние 20 лет...

В нашей вечно озабоченной стране этот праздник остался практически незамеченным

Александр Киденис
Труд
Почему же в России День счастья не празднуют? Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

В минувшую субботу, 20 марта, мир отмечал Международный день счастья, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН в 2012 году. Тогда в резолюции, поддержанной всеми 193 членами ООН, говорилось: этот День устанавливается как...

Половина россиян мечтают открыть свой бизнес. Почему же у большинства не получается?

Александр Киденис
Труд
Россияне хотят «переквалифицироваться в управдомы» не от хорошей жизни. Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

У нас снова меняется отношение к занятию бизнесом. Если в начале 90-х переквалифицироваться в предприниматели надеялось большинство населения, то в прошлом десятилетии эта доля упала до 10-15%. Ныне вектор...

С 1 апреля Кипр открыт для туристов. Но не все так радужно

Олег Шевцов, обозреватель «Труда», Кипр
Труд
Фото: Katja Kreder/imageBROKER.com, globallookpress.com

Официальное сообщение о том, что с 1 апреля Кипр открыт для туристов, всколыхнуло надежды российских путешественников и просто любителей средиземноморского отдыха, озверевших от зимы, карантинов и висящего дамокловым...

Генпрокуратура обнаружила то, что россияне и так хорошо знают: выявила огромное число нарушений в тарифах ресурсоснабжающих организаций

Максим Башкеев
Труд
Коммунальщики нагревают не только воду, но и россиян. Фото: Moscow-Live.ru

Коммунальщики нагло наживались, включая в цены свои бонусы, премии, аренду офисов и даже налоговые платежи вместе с расходами на ремонт автотранспорта. Всего по итогам прошлого года прокурорские работники зафиксировали...

Бывшая народная еда - корюшка - по цене сопоставима нынче с осетром

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В магазине и на рынке цены — от 700 до 1500 рублей за килограмм. Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

В Питере корюшка слыла верной весенней приметой: с конца апреля весь город был пропитан ее свежим огуречным запахом. Продавали рыбку на каждом углу, проводили в ее честь фестивали, заготавливали икру банками. Но эту...

Экономика 00:03 / 19 Марта 2021 7053
Сделано в России

«Роснефть» создает инновационную продукцию для отечественной нефтепереработки

Андрей Андреев
Труд
Фото: Rosneft, globallookpress.com

«Роснефть» разработала уникальную технологию производства катализатора гидрокрекинга и начинает его выпуск в Башкирии на базе предприятия «РН-Кат». Данный катализатор используется в процессе выпуска...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?