Школа - дети - РПЦ

В скандальном треугольнике у каждого своя правда...

«Церковь отсудила у мэрии Рязани здание школы», «РПЦ отбирает у детей школу», «Средневековье по-рязански». Такие и еще более громкие заголовки можно увидеть, когда начинаешь читать в СМИ про конфликт между администрацией Рязани и руководством местной епархии. Самое интересное, что при более внимательном изучении событий становится очевидно — этот скандал не был нужен ни одной из сторон. В итоге в проигрыше все.

Для начала немного истории. Это симпатичное двухэтажное каменное здание в самом центре Рязани было построено в 1812-1826 годах. По документам из областного госархива, епархия приобрела участок земли под строительство общежития для студентов духовной семинарии у купчихи Поляковой без малого за 2500 царских рублей. Затем церковь на собранные среди прихожан пожертвования возвела там нынешнее здание.

После революции дом вместе со многим другим церковным имуществом поменял хозяев. Его передали на нужды народного образования, открыв тут школу, а с 1959 года добавили специализацию — углубленное изучение французского языка. По словам директора Татьяны Гречаниновой, сегодня тут обучается 561 ученик, преподают 54 сотрудника, школа работает шесть дней в неделю в две смены. И до сегодняшнего дня это было одно из самых востребованных учебных заведений в Рязани — удачное расположение, налаженные международные связи, сложившийся педагогический коллектив...

Но в 2010 году президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 327, разрешающий церкви забирать государственные или муниципальные здания, которые ранее ей принадлежали. При этом, как сказано в документе, решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается уполномоченным органом на основании отдельного плана. Срок передачи не может превышать шесть лет со дня принятия к рассмотрению заявления религиозной организации.

Опираясь на этот закон, в начале 2020 года Рязанская епархия обратилась в мэрию города и попросила передать (читай: вернуть) им это здание, так как ей необходимы помещения для духовной семинарии.

Спорить с этим утверждением трудно — с приходом советской власти семинаристы были вынуждены переехать в древний корпус бывшего духовного училища на территории Рязанского кремля, где учатся по сей день. О современных нормах безопасности там приходится только мечтать. МЧС регулярно штрафует епархию и угрожает закрыть ветхое здание.

Впрочем, администрация города отдавать школу отказалась, заявив, что ее учеников переселять просто некуда. Это решение было поддержано властями и на областном уровне — когда представители РПЦ в 2014 году обратились к тогдашнему губернатору Олегу Ковалеву, тот философски ответил: «Учить детей — есть ли еще более богоугодное дело?» Пришедший на смену Ковалеву Николай Любимов в августе прошлого года также говорил, что «город не рассматривает передачу школы Рязанской епархии».

В мэрии утверждают, что взамен школьного здания епархии были предложены несколько других, на выбор. Однако, по словам руководителя информационно-аналитического отдела епархии протоиерея Арсения Вилкова, это были совершенно неравнозначные варианты: «В качестве альтернативы нам предлагали следующие здания: бывший доходный дом купца Овсянникова на Семинарской, 14; бывшее здание богадельни на Затинной, 80; Дом Запольской на Соборной площади, 8. Это все развалины. Такое даже предлагать неприлично...»

Мне удалось самому посмотреть «альтернативные» дома. Действительно, печальное зрелище. Мало того что они изначально в разы уступали семинарскому общежитию по площади, так еще и давно находятся в аварийном состоянии. В результате церковь обиделась и прекратила любые переговоры с чиновниками, кроме как в зале суда. По словам Вилкова, у администрации было достаточно времени, чтобы достичь с епархией компромисса во время судебного разбирательства. Вместо того чтобы пытаться выстроить конструктивные взаимоотношения, «адвокаты мэрии стали заниматься мифотворчеством, пытаясь доказать то, чего не было».

Мифотворчество — это, видимо, про очень странную аргументацию, с помощью которой мэрия пыталась отстоять школу в суде. Так, был выдвинут тезис, что в 1914 году это здание передали под военный госпиталь. То есть на момент национализации оно уже не принадлежало церкви. Значит, нельзя вернуть здание епархии, потому что его никто у нее не забирал.

Как тут не вспоминать, что в годы Первой мировой войны под госпитали временно переоборудовались и училища, и гимназии, и даже некоторые дворцы. Что никак не меняло ни их основного предназначения, ни тем более владельцев!

Похоже, сами чиновники это тоже понимают. Как заявил начальник городского управления образования Дмитрий Филиппов, «мы прорабатываем возможность строительства школы в относительно шаговой доступности. Найти участок в центре — большая проблема». Впрочем, его опровергает протоиерей Арсений Вилков: «У нас строят шикарные торговые центры; у нас огромное количество новостроек, на которые находятся лучшие в городе места. Почему оказывается, что для школы нет ни денег, ни мест — а виновата в этом епархия?..»

А теперь давайте подведем некоторые итоги. В этой истории точно нет победителей. Рязанская администрация в ней выглядит слабее некуда, потому что не сумела ни интересы школьников защитить, ни с церковью по-хорошему договориться. Местная епархия в глазах многих людей теперь выглядит как обидчик детей и мишень для критиков. Родители учеников собирают подписи под петицией в адрес рязанского губернатора, где просят его не только дать оценку действиям сотрудников горадминистрации, но и помочь найти для церкви равноценное школьному здание. А на словах — поговаривают о протестном движении (отличный «подарок» Любимову накануне осенних выборов в Госдуму).

Между тем в вышеупомянутом 327-м законе есть один интересный параграф. Он гласит: «В целях урегулирования разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций, создаются комиссии с участием представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, руководящих органов (центров) религиозных организаций, а также специалистов, в том числе специалистов в области религиоведения, культурологии, права».

Проще говоря, это когда еще до судебных разборок за стол переговоров садятся абсолютно все заинтересованные стороны и совместно пытаются найти выход из спорной ситуации.

Никакой «согласительной комиссии» в нашем случае создано не было, чиновники попытались разрулить вопрос единолично и в меру своих способностей. Попытка провалилась...