Почему Татьяна Доронина просит Путина спасти МХАТ

Президент театра обратилась к президенту страны

МХАТ имени Горького в последнее время бесперебойно поставляет скандальные новости. Теперь вот обнародовано письмо Татьяны Дорониной Владимиру Путину. Президента театра — президенту страны. В нем Татьяна Васильевна просит найти для коллектива нового худрука вместо нынешнего, Эдуарда Боякова — «непрофессионального и бездарного». А иначе «все поглотит хулиганский извращенный пошлый развлекательный эстрадно-цирковой балаган». Доронина жалуется, что из театра выгнаны артисты, которые вели репертуар, сам репертуар почти уничтожен, а помещение «сдается кому захочется и для чего захочется».

Бояков занимает пост третий год, а письмо появилось только сейчас. Недовольство зрело и выплеснулось сразу после премьеры «Чудесного грузина», в которой дебютировала скандально известная Ольга Бузова.

Хотя это далеко не первый пример появления дилетантки из мира шоу-бизнеса на театральных подмостках. Если брать нынешний сезон, то в «Женитьбе» театра «Модерн» главную роль сыграла Лолита Милявская. В Театре на Малой Бронной в спектакле «Бульба. Пир» выступила (и удачно!) Екатерина Варнава. В том же МХАТе на сцену вышел Леонид Якубович в роли священника из инсценированного романа Водолазкина «Лавр»...

Почему же именно появление Бузовой вызвало потрясение? Вероятно, в сознании людей Ольга до сих пор остается символом «Дома-2». А МХАТ и «Дом-2», во всяком случае в том виде, в котором они изначально задумывались их творцами, — явления несовместные, противоположные. Шоу, созданное на потребу невзыскательному телезрителю, — и театр, призванный, как писал Станиславский, само искусство очистить от скверны.

«Последние оплоты пали», «идет разрушение культуры», «МХАТ превращается в «Дом-3» — судя по комментариям под письмом Дорониной в соцсетях, возмущение Татьяны Васильевны разделяют очень многие. Кто-то, правда, написал, что в бытность ее самой худруком в театре было скучно, но поддержан не был.

Впрочем, Эдуард Бояков попытался сделать вид, что Бузову пригласили в театр отнюдь не ради рекламы и повышения продаж. Он объяснил, что, мол, МХАТу понадобился в лице певицы некий «уорхоловский образ» человека, принадлежащего массовой культуре. Но прозвучало это лукаво и неубедительно. Да и недотягивает, откровенно говоря, Бузова до муз художника Энди Уорхола — Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Лайзы Миннелли...

А ведь с благословения Боякова все фойе театра увешано фотографиями основателей Художественного театра и их легендарных спектаклей. Вот только где искать ту самую преемственность, о которой не устает говорить худрук?

P.S. В «Моей жизни в искусстве» Станиславского есть любопытный отрывок о том, как он и Немирович-Данченко подходили к выбору актеров для своей труппы. «Вот вам артист А., — экзаменовали мы друг друга. — Считаете его талантливым? — В высокой степени. — Возьмете вы его к себе в труппу? — Нет. — Почему? — Он приспособил себя к карьере, свой талант — к требованиям публики, свой характер — к капризам антрепренера и всего себя — к театральной дешевке. Тот, кто отравлен таким ядом, не может исцелиться».