УМЕЙ ПРАВИЛЬНО "СПЯТИТЬ"

Бабах! Опять сосед "поцеловал" багажником мусорный контейнер. Чертыхается: "Понаставили тут!" А я думаю, что хорошо, что на его пути оказался ящик, а не детская коляска. Помните, этой весной в Москве один балбес сдавал назад и зацепил фаркопом коляску с малышом, а потом тащил ее за собой, пока ребенок не выпал на асфальт?.. Между тем половина российских водителей не умеют толком управлять машиной в рикверсе.

ЯЗАЧЕМ МАШИНЕ ЗАДНИЙ ХОД?
Многие считают, что хорошо выучиться водить машину задним ходом - дело вовсе не обязательное. В автошколах инструкторы также не очень-то напирают на обучение езде рикверсом, хотя и понимают, что именно этот способ движения намного увеличивает маневренность машины. А ведь этот фактор важен не только на запруженных городских улицах, но и на узких сельских дорогах, на гаражных территориях, паркингах и так далее. Задним ходом автомобиль часто свободно преодолевает крутой поворот, который иначе для него не подвластен. Сами попробуйте занять свободное место на стоянке, пустив вперед сначала нос, а потом багажник. Второй способ позволит втиснуться на самый крошечный пятачок. То же самое покажет и разворот на узкой дорожке, ведущей к даче.
Опять-таки большинство мелких ДТП происходит из-за того, что водитель не чувствует размеров своей машины. При этом профессионалы считают: именно езда на задней скорости быстрее помогает почувствовать габариты, а это очень важно при любом движении - хоть передом, хоть задом. Представляя, по какой траектории будет идти правое заднее крыло, например, при обгоне другой машины, вы не подрежете ее, не зацепите.
Есть и еще несколько моментов, заставляющих осваивать движение "багажником вперед":
1. Быстрее научитесь правильно пользоваться зеркалами заднего вида: салонным и боковыми.
2. Скорее овладеете рулевым управлением автомобиля, поймете, как оно реагирует на малейший поворот баранки.
3. Появится навык (а потом и привычка) видеть и оценивать то, что происходит вокруг вашей машины на дороге и действовать с учетом этого.
4. Привыкнете управлять рулем одной рукой - без этого о мастерстве говорить не приходится.
Но прежде чем приступить к тренировкам, запомните: задняя передача - самая мощная. Плюс в том, что горку, которую машина не берет на первой передаче, можно запросто покорить, включив заднюю. Но пользоваться мощью нужно очень осторожно.
А ЧТО У НИХ?
В небольшом австрийском городке "Мерседес", который шел задним ходом, был сфотографирован камерой с радаром. Вместо положенных в этом месте 40 км/час, он двигался со скоростью 56. Полиция провела расследование. Оказалось, что автоматическая коробка передач дает возможность двигаться в рикверсе так быстро. За превышение скорости водитель был оштрафован на 29 евро. А вот пакистанский автомобилист установил другой рекорд. За пять часов он проехал задним ходом 281 километр. Говорят, теперь он готовится проехать 900 км. За девять часов.
НА ЗАМЕТКУ
Полицейский разворот
Освоив навыки автомобильной езды задом, вы можете попробовать исполнить трюк, который часто встречается в голливудских боевиках. Это так называемый полицейский разворот. На пустой и ровной площадке разгоните автомобиль задним ходом, а потом резко выверните рулевое колесо влево или вправо так, как вы уже умеете - ладонью левой руки. В это время правой рукой потяните вверх ручку стояночного тормоза. Машина сама заскользит и развернется на 180 градусов.
Уберите ручник, воткните первую или вторую передачу и мчите в обратном направлении, как это делают каскадеры в боевиках - излюбленный и эффектный прием. Хотя и очень простой. Главное, чтобы на площадке не было каких-то бугорков, камней, чтобы колеса скользили боком без препятствий.
Поверти головой, посмотри в зеркало
За городом выберите ровную площадку. На ней разбросайте пустые картонные коробки или натыкайте прутики. Представьте, что вместо коробок и прутиков машину окружают бордюры, углы зданий - препятствия. Хорошо бы также начертить или наметить круг диаметром метров 6-7.
Теперь садитесь за руль. Назад можно смотреть и через левое плечо, и через правое. Но у современных машин подголовники высокие, поэтому удобнее через правое. Поверните голову и корпус вправо, а правую руку положите сзади на пассажирское сиденье. Обзор будет хорош. Левая рука - на рулевом колесе.
Внимание: рулить придется не как обычно, а одной ладонью, не обхватывая баранку пальцами. Буквально через несколько минут вы почувствуете, как это просто и удобно.
Включили заднюю передачу, чуть-чуть нажали на педаль газа - и поехали. Сначала по прямой. Пока не научитесь водить машину строго по прямой линии, даже не думайте крутить рулевое колесо. Получилось?! Пробуйте, глядя назад и представляя багажник капотом, манипулировать баранкой.
Внимание: машина на задней скорости на повороты руля будет реагировать чуть позже, чем при движении вперед. Не беда. Очень быстро вы привыкнете направлять машину туда, куда вам хочется.
Дальше попробуйте пройти весь очерченный вами заранее круг, оставляя его периметр за правым, затем за левым бортом. Скорость при этом должна быть сначала минимальной, потом ее надо увеличить настолько, насколько позволяют ваши нервы и способности. Сколько времени ездить по кругу? Пока не получите от этого удовольствие, пока вам не покажется, что это просто. Специалисты считают, что такое состояние приходит после 500-600 заездов.
Осваивать дальнейшие кульбиты после этого будет гораздо легче. Вспомните, как вас учили водить машину змейкой на первой или второй передаче. То же самое проделайте задним ходом. Потом въезжайте и выезжайте из ворот, построенных из пустых картонных коробок - в общем, вообразите себе разные ситуации, которые могут возникнуть при парковке, при заезде в гараж, при развороте и так далее.
Береги бока и крылья
Однако любое, даже самое отменное вождение задним ходом превратится в бесполезное мастерство, если вы не научитесь не только предоставлять, но и видеть, какие траектории выписывает передняя часть автомобиля. Не зря говорят, что при движении рикверсом надо умудряться смотреть одновременно во все стороны - назад, по бокам, вперед, да еще и не забывать про зеркала.
Не спорю, это очень трудно, и очень часто новички при выезде задом, допустим, из ракушки или парковочного места, мнут передние крылья. Как этого избежать? На помощь тут опять могут прийти пустые коробки. Соорудите из них ворота и тренируйтесь выпячивать машину с поворотом направо и налево. Постепенно вы, как говорится, с закрытыми глазами начнете видеть бока машины и передние крылья.
Последняя, но очень важная деталь тренинга - научиться видеть край заднего, впрочем, как и переднего, бампера. Именно этого не умеет делать мой сосед, который постоянно "целует" мусорный контейнер и оградки газона. Когда стоят машины напротив его ракушки, он вообще не выезжает и на работу идет пешком. Может, это и правильно, но не лучше ли потренироваться?
Для этого и нужны прутики на поляне. Подъезжайте к ним так, чтобы бампер замирал в пяти - десяти сантиметрах. Чем ближе, тем лучше. После каждого подъезда выходите из машины и смотрите, что получилось. Мастерство придет через несколько заездов, не сомневайтесь.
Потом усложните задачу: прочертите линию и попробуйте остановиться прямо на ней передними или задними колесами. Получается - можете считать себя почти асом.