Он жил в эпоху парадоксов

В Гамбурге открылась экспозиция легендарного советского фотографа и художника Александра Родченко

«Буцериус кунст форум» — один из главных выставочных комплексов Гамбурга — нынешним летом выглядит необычно: зрителей встречает плакат с изображением кричащей Лили Брик. Фотография знаменитой музы Владимира Маяковского буквально зовет на крупную (более 150 работ) выставку легендарного советского фотографа, живописца, скульптора Александра Родченко.

Такой масштаб выставки был бы нерядовым и для России, а для Германии — это настоящее событие. О том, сколь велик здесь интерес к русскому авангарду начала ХХ века, говорит и такой факт: «Буцериус кунст форум» (крупнейший выставочный зал в бывшем здании Рейхсбанка) проводит в год всего три большие экспозиции: первая была посвящена выдающемуся итальянскому скульптору современности Альберто Джакометти, в октябре развернется выставка из Дрезденской галереи, посвященная дионисийскому началу в искусстве, а 3,5 месяца в середине года отданы Родченко.

Советский художник-конструктивист Александр Родченко прославился не только тем самым «афишным» плакатом с фото Лили Брик, зазывающей покупать и читать книги Ленгиза, и не только фотографией чеканного профиля Владимира Маяковского, сопровождающей каждый школьный учебник по литературе ХХ века. Это был и талантливый живописец-абстракционист, и скульптор, и архитектор, ставивший целью взглянуть на мир по-новому, увидеть в нем черты грядущего.

Работы Родченко прибыли в Гамбург из Москвы — из Третьяковской галереи, из отдела частных коллекций Пушкинского музея, где хранится семейное собрание художника, а также из музеев Кирова, Тулы, Кельна, разных частных коллекций.

На творчество Родченко огромное влияние оказывала парадоксальная эпоха, в которую он жил. Вот, к примеру, трибуна из интерьера советского павильона на международной выставке в Париже (1925 год), разработанного Родченко и изображавшего рабочий клуб будущего. Вблизи это именно трибуна с раздвижной стенкой для плакатов и подиумом для экспонатов. А если отойти подальше — то самая настоящая кремлевская башня.

Особое место занимают абстрактные произведения: идеально правильные квадраты, круги, пересечения треугольников... Уникальны картины, выполненные в характерной для Родченко гамме: использован только черный цвет, но интенсивность его разная. Такова беспредметная композиция «Плотность и вес» (1919 год) из собрания Третьяковки. А автопортрет Родченко выявляет в нем мастера этого жанра, вряд ли уступающего самому Пикассо.

На первом этаже в центральном зале галереи посетители могут увидеть необычную композицию из разных объемных геометрических фигур: квадрат в квадрате и еще несколько раз в квадрате образуют своеобразный куб; эллипс в эллипсе и еще несколько раз в эллипсе — фигуру, по контуру схожую с дыней. Все это напоминает диковинные головоломки и удивительным образом предвосхищает геометрические арт-объекты сегодняшних авангардных инсталляций. Разумеется, зрители видят и фотографии Родченко — от самых известных изображений Владимира Маяковского и Лили Брик и фотографий жены художника, Варвары Степановой, до остро схваченных мгновений повседневности: вот пионеры делают зарядку, а вот спортсмен в невероятном полете берет высоту.

Выставка полна оптимизма — посетитель не найдет здесь трагической меланхолии, которую вызывала революционная эпоха, скажем, у Блока, но нет здесь и слепого восхищения диктатурой пролетариата. Есть энтузиазм и позитивный взгляд как в настоящее, так и в будущее. Совершенно без оглядки на прошлое — будто его и не было.