Кишинев начинает зачистку Гагаузии?

Республики бывшего СССР не только дистанцируются от России, но еще и избавляются от своей внутренней оппозиции

На фоне затягивания СВО на Украине Вашингтон и Брюссель подталкивают некогда дружественные республики бывшего СССР не только дистанцироваться от Москвы, что уже выполнено, а еще и избавиться от своей внутренней оппозиции, выступающей за отмену санкций и диалог с Россией. Не стала исключением и маленькая приграничная Молдова, которая рискует оказаться меж двух огней в разгар экономического кризиса, вызванного зашкаливающими ценами на газ в Европе. Президент Майя Санду послушно следует рекомендациям Белого дома, подавляя оппозиционные точки зрения. И борьба с коррупцией стала предлогом.

После ареста и изоляции лидера оппозиции – экс-президента Игоря Додона власти в Кишиневе переключилось на другую партию несогласных – «Шор». Пока протестуют в пикетах ее члены и сторонники, в суде продлили сроки предварительного ареста вице-председателя оппозиционной партии Марины Таубер, сидящей в СИЗО с 21 июля. В четверг сотрудники антикоррупционной прокуратуры провели обыски в доме бывшего депутата Аллы Долинцы. У нее искали материалы для обвинения Додона.

А теперь дело дошло и до национальных автономий. Президент Майя Санду посетила автономное территориальное образование Гагаузии, но при этом отказалась от официальных встреч с его руководством, демонстративно его игнорируя. А в Народном собрании, не стесняясь в выражениях, вступила в перепалку с местными депутатами. С момента вступления в должность президента в 2020 году Майя Санду посетила Гагаузию только однажды, демонстративно вычеркнув гагаузов из своей повестки. А зря, теперь предстоит расхлебывать конфликт.

Президент Молдавии игнорирует проблемы Гагаузии, но требует лояльности. Она не простила гагаузам того, что в 2020 году автономия выступила против ее кандидатуры в ходе президентской кампании. Глава местной администрации Ирина Влах на днях заявила, что у Санду выраженная личная антипатия к гагаузам и что Кишинев блокирует социально-экономическое развитие автономии.

Во время визита в Гагаузию Санду выступила в Комратском университете, где призвала жителей автономии не допускать «попыток посеять хаос в Молдавии». На встрече с депутатами Народного собрания Гагаузии она выслушала обвинения в том, что Кишинев портит отношения с Россией и СНГ, и была вынуждена оправдываться. Депутаты настаивали: такие действия руководителей республики ведут к потере Молдавией своей государственности. Прозвучали требования к президенту поехать в Россию и договориться о льготных поставках газа.

Раздосадованная Санду, которая сама имеет румынское гражданство, была вынуждена общаться по-русски, в итоге не сдержалась и начала упрекать местных политиков в плохом знании румынского языка. Чем еще раз подтвердила высокомерное отношение Кишинева к русскоязычному тюркскому этносу Молдовы и пренебрежение его законными правами. На что депутат, председатель «Народного союза Гагаузии» Виктор Петров предложил президенту Молдовы повысить статус русского языка. Ведь для жителей Гагаузии русский остается родным языком наравне с гагаузским, при том, что официальное делопроизводство в регионе, как и по всей стране, ведется на государственном языке -- молдавском. В 1994 году Гагаузия была готова присоединиться к России, чтобы не стать заложницей курса на «воссоединение с Румынией», но отказалась от намерения в обмен на автономию. Сегодня гагаузы являются оппонентами курса Майи Санду на Запад. Они не хотят повторения предвоенного опыта пребывания в составе Румынии.

Президент Майя Санду, похоже, пожаловала в Гагаузию, исключительно для того, чтобы обозначить жесткий курс властей на «проевропейскую идентичность» и заткнуть рот всем несогласным и сомневающимся. Тот факт, что Гагаузия имеет конституционное право на особое мнение, начисто игнорируется. А теперь Кишинев грозится отобрать у гагаузов статус автономии. Как заявил Михаил Кендигелян, в 1990-х бывший председателем Верховного совета непризнанной Гагаузской республики, «автономия осталась только на бумаге». И что для реализации прав автономии гагаузам потребуются внешние гаранты в лице ОБСЕ, Турции и России.

Сегодня, когда в Молдавии идет зачистка политического поля от пророссийских и просто национально ориентированных элементов, высказывания кишиневских политиков о статусе Гагаузии и обвинения ее в сепаратизме могут привести к разжиганию конфликта на юге Молдовы. Об этом на конференции «Гагаузия – прошлое, настоящее и будущее», прошедшей в Комрате, заявили видные общественные деятели, включая основателей Гагаузской автономии в 1994 году. Складывается впечатление, что Санду решила «лечить» регион через обострение, провоцируя массовые протесты.

Официальный Кишинев планирует предпринять шаги по срыву намеченного на 2 октября съезда депутатов всех уровней Гагаузии. На этом съезде депутаты собираются обратиться к России с призывом обеспечить защиту автономии. На фоне обострения социально-экономической ситуации в республике и падения рейтинга президента Санду глава Гагаузской автономии Ирина Влах имеет реальную возможность заявить о себе в политике на национальном уровне. А значит, становится мишенью и для нынешнего режима в Кишиневе, и для его покровителей.