В трансе от аэро

Второй по масштабам российский авиаперевозчик», «Трансаэро», объявил об отмене более полусотни регулярных рейсов

Банкротство второго по масштабам российского авиаперевозчика стало шоком для десятков тысяч граждан. Не успели авиационные власти заявить, что приобретенные билеты до 15 декабря остаются действительными, как «Трансаэро» объявило об отмене в четверг сразу 53 регулярных рейсов. Некоторые авиаперевозчики сообщили, что принимают на борт пассажиров проблемной компании — естественно, на свободные места. Остальные сдают билеты, пересаживаются на наземный транспорт или меняют планы командировок и отпусков.

До конца недели Росавиация обещает решить судьбу забронированных чартерных рейсов для туристов, которые уже внесли в кассы турагентств миллиарды рублей. «Аэрофлот» обещает, что деньги за неиспользованные билеты вернут туристические компании. Как сообщили наши источники, только в крупнейшем туроператоре «Библио Глобус» речь идет более чем о 100 тысячах клиентов, которые полагались на услуги «Трансаэро». Остается открытым вопрос, кто будет компенсировать потери клиентам, которые оплатили туры, но не смогут ими воспользоваться.

Председатель Союза пассажиров России Кирилл ЯНКОВ сообщил нам, что надеется на авиационные власти и «Аэрофлот», которым вменено в обязанность «разрулить» ситуацию.

— Опыт есть, — напомнил наш эксперт. — В 2008 году Росавиация вмешалась, когда в подобной ситуации оказалась авиакомпания «КрасЭйр». Теперь «Аэрофлот» создал оперативный штаб, осуществляющий координацию операционной деятельности «Трансаэро». Мы со своей стороны следим за ситуацией, оказываем консультации пассажирам.

Помощь наверняка потребуется многим. Упомянутое лишение лицензии «КрасЭйр», которая тоже входила в число крупнейших авиаперевозчиков, обернулось большой головной болью для пассажиров. Случай, когда из-за отмены чартеров свыше 400 российских туристов не смогли вылететь с индийского курорта Гоа, не был единичным. Массовым явлением стали задержки рейсов из-за долгов за горючее и наземные услуги практически во всех крупных аэропортах. После нескольких скандалов на заседании коллегии Росавиации тогдашний вице-премьер Сергей Иванов обязал госструктуры взять под контроль вопрос обеспечения аэропортов авиатопливом. Решение было принято, но выполнялось со скрипом, и пассажиры еще в течение месяца сутками коротали время в аэропортах.

Нечто подобное происходило и в связи с банкротством «Дальавиа», калининградской компании «КД авиа», авиакомпаний «Авианова» и «Континент». Налицо системные ошибки в управлении отраслью, позволяющие проблемным авиакомпаниями не исполнять обязательства перед пассажирами.

— Необходимо на законодательном уровне прописать процедуру банкротства авиаперевозчиков, — считает Янков. — Пока все регулирование идет в ручном режиме.

Надо признать: драма «Трансаэро» была ожидаемой. Ведь крупнейший российский частный авиаперевозчик вместе с лизинговыми обязательствами умудрился накопить долгов на 250 млрд рублей — вряд ли получится расплатиться, если даже продать весь авиапарк компании. Как выразился наш эксперт, близкий к руководству Росавиацией, ставка на арендованные самолеты и бесконечное перекладывание кредитов из одного кармана в другой неминуемо вели к банкротству.

Остается удивляться, почему в течение многих лет на эти рискованные игры в Минтрансе смотрели сквозь пальцы. И, конечно же, жалеть обманутых авиапассажиров, которые снова оказались крайними.

Слово эксперту

Вилли Вечирко, вице-президент профсоюза летного состава России

— Ситуация с «Трансаэро» в подвешенном состоянии, поскольку государство еще не определилось с ее дальнейшей судьбой. В любом случае назначенные на выпадающие рейсы перевозчики не в состоянии решить проблемы пассажиров компании, которая напродавала мест на полгода вперед. Конечно, будут накладки и жалобы. Пока политика такая: есть свободные места — полетите, нет — не взыщите. Авиакомпании понять можно, они ведь тратят свои средства, а вопрос с компенсаций пока не решен.

Встает также проблема трудоустройства оказавшихся без работы пилотов «Трансаэро». Наш президент профсоюза Мирослав Бойчук говорил на эту тему с министром транспорта. Создана группа экспертов, которая готовит предложения. Лишь бы время не упустить. Знаю, что уже появились вербовщики из Китая и некоторых других стран, которые обещают хорошие зарплаты. В прошлом году лоббисты продавили закон, разрешивший приглашать иностранных летчиков. Теперь получается, что мы можем стать поставщиками кадров для чужих авиакомпаний, которые получат наших специалистов бесплатно...