БЕЛОЙ АКАЦИИ ГРОЗДЬЯ ДУШИСТЫЕ

Итак, свершилось: инициированный "Трудом" конкурс молодых исполнителей русского романса, статус которого еще в прошлом году был расширен до международного, впервые прошел за рубежами России. И, пожалуй, закономерно, что это случилось в столь близкой нам по культуре Белоруссии.

Немного истории. На прошлогодней "Романсиаде" великолепно выступила обладательница прекрасного оперного сопрано из Могилева Елена Материнко. Тогда-то у Елены и ее педагога Людмилы Браиловской возникла идея: провести одно из прослушиваний конкурса на белорусской земле. Идея нашла горячую поддержку директора Могилевской областной филармонии, композитора Владимира Браиловского (по совместительству супруга Людмилы). В распоряжение жюри и конкурсантов предоставили чудесный мраморный зал Национального художественного музея Республики Беларусь, что в столице страны Минске. Антураж сам по себе отличный, а дирекция музея дополнительно расстаралась - устроила специально к конкурсу выставку русского пейзажа XIX - XX веков. И вот то, о чем пели молодые исполнители, - "Белой акации гроздья душистые", "Звезды на небе, звезды на море", - вдобавок предстало еще и на полотнах...
Открыли прослушивание хозяева. Правда, не могу сказать, что студентам Белорусской музыкальной академии (до недавнего времени она называлась консерваторией) очень повезло. Тяжеловатые голоса 20-летней Оксаны Бондаревой и 24-летней Натальи Грищени, так же как и недостаточно мощный тенор 28-летнего Юрия Болотько, не "зажгли" жюри. Хотя признаюсь, лично мне бы хотелось, чтобы красивое сопрано 22-летней Екатерины Пасичниченко (она и сама внешне эффектна) прозвучало во втором круге прослушивания, в который жюри имело право пропустить шесть конкурсантов из четырнадцати. Но большинство арбитров придерживалось иного мнения - а согласитесь, мнение Виргилиюса Норейки, Ларисы Голубкиной, Юрия Богатикова, белорусского певца Олега Мельникова, впервые принявших участие в работе конкурса, ну и, конечно, наших "ветеранов" Валентины Пономаревой и Сергея Захарова весьма весомо. Возможно, судейская суровость в данном случае объясняется тем, что на "Романсиаде" не очень-то "проходит" чистой воды академизм, а именно он преобладал в манере минчан. Зато дуэт солисток Могилевской филармонии Ирины Родовой и Натальи Темрук, изящно и стильно исполнивших романс Даргомыжского "Как люблю я тебя", обаял всех как раз живостью, антиакадемичностью. Стало ясно: девушки споют во втором круге.
Видимо, эмоциональной непосредственностью привлекли большинство членов жюри 22-летняя Наталья Фастова, студентка Кишиневской консерватории, и 28-летняя Екатерина Круглякова из узбекского города Навои (приехавшая за три тысячи километров с педагогом и... грудным младенцем), хотя должен заметить: мне их голоса показались несколько легковесными. Итак, еще две "позиции" во втором круге определились.
Единственный российский участник прослушивания - Дмитрий Северов из Смоленска - дальше первого круга не прошел. А вот автор он, пожалуй, более интересный, чем исполнитель, и, я думаю, этот его талант очень еще пригодится, в том числе молодым конкурсантам: ведь проблема нового репертуара - одна из самых острых в современном романсе.
В том, что замечательное сопрано солистки Литовского театра оперы и балета Юлии Ступнянек жюри захочет услышать во втором круге, ни у кого сомнения не возникло. А вот кто из целой плеяды украинских певцов займет оставшиеся два заветных места?
По-моему, этой чести могла бы быть удостоена 28-летняя солистка Донецкого театра оперы и балета (с недавнего времени носящего имя легендарного Анатолия Соловьяненко), красавица Наталья Нарожная. Во всяком случае, шансы ее представились мне лучшими, нежели у выпускницы Харьковской консерватории Аллы Позняк, которой, на мой взгляд, не хватило артистизма. Однако у девушек оказались слишком сильные конкуренты: солистка Харьковской филармонии Елена Подус, в свои 25 представшая вполне сформировавшейся эстрадной певицей-сопрано, и совсем юный, 19-летний баритон из Севастополя Артем Маковский, буквально поразивший не только красотой еще продолжающего формироваться голоса, но удивительной для его возраста эмоциональной зрелостью.
Не скрою - между сторонниками Елены и Артема на заседании жюри возник настоящий спор. Впрочем, звучали и высказывания о том, что необходимо также отметить талант литовки, искусство белорусского дуэта... Думаю, на финале "Романсиады", что состоится в начале будущего года в Колонном зале Дома Союзов в Москве, организаторы соревнования найдут возможность отдать должное всем достойным. Ну а бесспорным участником финала (куда арбитры имели право направить только одного конкурсанта) назвали все-таки Артема. Смущенному вниманием такого количества народных артистов юноше вручили подарок оргкомитета - настольные часы. Не забыли и про самую юную участницу. Хотя 16-летней школьнице из города Николаева Ире Воронковой пока еще рано думать о серьезных призах, но за раскованность и обаяние она вполне заслужила альбом марок, который ей подарил директор Художественного музея Владимир Прокопцов.
Сразу после окончания тура его участники и мэтры из жюри получили приглашение выступить на международном музыкальном фестивале "Золотой шлягер" в Могилеве, где к ним присоединились победители прошлогодней "Романсиады" Нино Аразашвили и Дато Отиашвили из Грузии, другие популярные артисты. Так русский романс вновь доказал, что он - явление не узконационального, а мирового масштаба.
Пользуюсь случаем и приглашаю читателей смотреть телепередачи о ходе нашего конкурса, которые в скором времени пойдут по каналу ТВЦ. В них, как всегда, примет участие постоянный концертмейстер состязания Виктор Фридман, а вести их будет пианистка и музыковед Галина Преображенская, которую многие не без основания называют душой "Романсиады".