Новости
Главная Культура 14:30 09 Ноября 2020 3552
«Курт Вайль – это правда, которой нам сегодня не хватает»

Звезда Большого театра Александра Дурсенева – о программе зонгов знаменитого немецкого композитора

Мария Баскова
Сцена из спектакля «Курт Вайль: Kabarett Musik». Фото предоставлено пресс-службой Дома музыки

Мелодии этого композитора знают и те, кто, может быть, никогда не слышал его имени. Песенка Мэкки-Ножа из «Трехгрошовой оперы» – популярнейший хит ХХ века, звучащий в десятках обработок. Но творчество Курта Вайля несравнимо шире круга джазовых стандартов: им созданы оперная антиутопия «Расцвет и падение города Махагони», балет с пением «Семь смертных грехов», а после эмиграции из нацистской Германии в США десяток мюзиклов, споривших в известности с постановками Гершвина, музыкальное действо «Рождение флага», посвященное созданию Государство Израиль.

К сожалению, в России Вайль звучит незаслуженно редко. И эту несправедливость решила хотя бы отчасти исправить известная певица, солистка Большого театра Александра Дурсенева. 15 ноября в Московском международном Доме музыки она покажет российскую премьеру спектакля «Курт Вайль: Каbarett Musik». На сцену Театрального зала также выйдут американский актер Дэниел Медведев, солист московской «Геликон-оперы» Василий Ефимов и специально созданный для этого спектакля Кurt Weill Orchestra. Постановку осуществил российский актер и режиссер Михаил Елисеев. В преддверии премьеры Александра рассказала, почему, с ее точки зрения, музыка Вайля (со дня рождения которого, кстати, в этом году минуло ровно 120 лет) со временем не только не теряет, а наоборот прибавляет в обаянии и социальной остроте.

– Александра, ваше яркое, красивое меццо-сопрано мы знаем по многим вашим ролям в Большом театре. А в последнее время вы еще и проводите в Доме музыки ежегодные камерные вечера, посвященные творчеству композиторов-классиков. Но даже на этом многообразном фоне Курт Вайль интригует. А чем он заинтриговал вас саму?

– В какой-то мере это произошло неожиданно. Пару лет назад я давала концерт в Санкт-Петербургской филармонии. Туда пришла и моя подруга, солистка Мариинского театра Татьяна Павловская, которая вдруг сказала: «Послушай, я открыла для себя Курта Вайля, и это абсолютно твое, ты должна его обязательно спеть!». Меня, академическую певицу, удивил Танин энтузиазм, и я, честно говоря, быстро забыла про тот разговор. Ненадолго вспомнила о нем, когда Таня переслала мне в Москву ноты Вайля с подстрочниками французских и немецких текстов – с тем только, чтобы и этот сборник отложить в сторону…

А потом я оказалась в Париже, где пела в спектакле Опера Бастий «Борис Годунов». За границей мы, музыканты, имеем обыкновение ходить в нотные магазины, чтобы набрести на что-то неизвестное и свежее. И вот мой взгляд упал на полку с нотами – кого бы вы думали: Курта Вайля! Помню, даже растерялась от неожиданности – оказывается, этот человек так много написал и столько его произведений издано, а значит востребовано исполнителями и публикой. Купила сразу два сборника: тот, что составлен знаменитой канадской оперной певицей Терезой Стратас, и другой – с зонгами Alabama, Bilbao song, Surabaya… Нашла в театре репетиционное помещение, стала играть, петь и не смогла оторваться. И не могу оторваться до сих пор!

– Но от оперы до кабаре – огромная дистанция. Как вы ее преодолели?

– Начнем с того, что Курт Вайль работал на стыке жанров, гениально соединяя академическую и легкую музыку. Это позволило ему занять в музыкальной культуре XX века совершенно особое место. Другое дело, что передо мной, как классической певицей, встал вопрос: в какой мере я могу отойти от своего привычного академизма, выйти из «оперных рамочек» и не впасть при этом в дурновкусие. Это как по лезвию ножа… И трудно, и интересно!

– Как вы составляли программу?

– Из многообразия собравшегося у меня материала (мне еще привезли ноты из Австрии и Германии), я отобрала, как мне кажется, абсолютные жемчужины. А критерий был предельно простой: это должно отзываться в моем сердце. «Отозвались» песни о любви, о судьбах женщин – трагические, лирические, комические. Каждый из зонгов Вайля – это отдельное драматическое произведение, маленький спектакль, а порой и целая жизнь, переданная в трех минутах песни.

– Чем отличался рабочий процесс от привычного вам оперного?

– Над большой партией – такой как Амнерис из «Аиды», Любаша из «Царской Невесты» или Ваня из «Ивана Сусанина» – мы работаем год, а то и два. Сначала разучивание, потом спевка, оркестровые репетиции, работа с режиссером... Постепенно образ персонажа «прорастает» в тебе, появляются новые краски голоса и сценического характера. Тут же все получилось по-другому. На клубном рождественском концерте (он был посвящен выставке моих подруг-художниц и назывался «Мосты Сены») к своему традиционному французском репертуару – Бизе, Массне, Сен-Санс – я добавила Complainte de la Seine Вайля. и этот «Плач Сены» произвел такое впечатление на публику, что я поняла: о, эта музыка стоит того! В следующем концерте я уже спела Yоukali, которую Вайль написал в стиле хабанеры. И вновь меня ждала буря зрительских эмоций. Вот тогда я окончательно убедилась, что Вайля надо петь! И не только петь, но театрализовать.

– Как возник ваш союз с режиссером Михаилом Елисеевым?

– Год назад мы договорились делать вместе для концертного зала «Зарядье» мультижанровый проект на музыку Малера «По краю вечности», надеемся показать его в январе 2021 года. Идеи Михаила мне очень понравились. И долго думать над тем, кого позвать на постановку Каbarett Musik, не пришлось. Я люблю работать с режиссерами, которые «достают» из тебя то, о чем ты порой даже не подозреваешь: каждый из нас – ларец за семью печатями, к которому надо подобрать ключи. Для меня очень важно доверие. Во время наших репетиций я получаю не меньше удовольствия, чем на концерте.

– В песнях Курта Вайля очень важна словесная составляющая: он писал музыку на тексты Брехта и других прекрасных драматургов – Максвелла Андерсона, Айры Гершвина, Пола Грина. Всегда возникает вопрос – как такое исполнять: в переводе, чтобы публика понимала содержание, или на языке оригинала, звучание которого подразумевал композитор?

– Для меня выбор бесспорен: конечно, второй вариант. В творчестве Курта Вайля были три периода: немецкий (он родился в маленьком городке Дессау, учился в Берлине), французский (спасаясь от нацистов, перебрался в Париж) и американский (переехал за океан в 1935 году). Всюду он писал на языке страны, а они очень разные: немецкий более брутален, во французском слышна истома, «американский» английский отдает голливудским блеском. И все эти особенности отражаются в музыке. Плюс смысловая многослойность самих текстов, которые при напускной веселости большей частью трагичны. Это печальные истории в обличии легкой музыки. И от того они только больше «цепляют». А чтобы содержание не потерялось, выступление будет сопровождаться видеорядом с русскими переводами и атмосферными картинами художницы Жанны Яковлевой.

– Кто ваши музыканты?

– Под проект родился новый коллектив, который мы так и назвали Кurt Weill Orсhestra. Это секстет замечательных музыкантов, в который вошли скрипач Александр Барклянский, виолончелист Андрей Березин, контрабасист Александр Павлов, пианистка Надежда Котнова, кларнетист Евгений Варавко и аккордеонист Сергей Осокин. На первых репетициях мы спорили буквально до хрипоты – у каждого было свое представление о том, как должна звучать эта музыка. Но теперь, обретя согласие, просто кайфуем от найденного общего дыхания.

– Кто еще принимает участие в вашем спектакле?

– Солист «Геликон-оперы» тенор Василии Ефимов. Будучи прекрасным певцом, тонко чувствующим стиль, он еще и великолепный актер, и надежный сценический партнер. А в роли конферансье выступит молодой американский актер Дэниел Медведев. Он и носитель языка, и человек, выросший в театральной среде Бродвея. Добавлю, что либретто написала драматург из Мюнхена Ольга Реквава.

– Подытоживая – как вам кажется, чем Вайль созвучен сегодняшнему дню?

– Он классик XX века, а классика актуальна во все времена. Но сегодня такое искусство, мне кажется, особенно ценно своей смелостью и предельной честностью. Про Вайля, как и про его великого соавтора Брехта, можно сказать, что главным смыслом их творчества и всей жизни было сказать правду. Чего бы она им ни стоила. К сожалению, повторю – в России Вайль еще не открыт по-настоящему. А пора – как раз правды в сегодняшнем воздухе страны не хватает.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8150
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5584
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4672
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4261
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4261
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?