Пора открыть воздушные ворота

Запад признал: альтернативы Трансазиатскому воздушному коридору нет, нужно добиваться возобновления рейсов через Россию

Западные авиакомпании не имеют альтернативы Трансазиатскому воздушному коридору и должны добиваться возобновления рейсов через Россию. Это заявление гендиректора Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Уильяма Уолша точно не понравилось политикам, всеми силами стремящимся к изоляции России. Но другого выхода нет у западных авиакомпаний, балансирующих на грани банкротства.

Мировая гражданская авиация в глубоком кризисе. В IATA подсчитали, что из-за пандемии с 2019 по 2021 год перевозчики потеряли десятки миллиардов долларов. Как прогнозирует Уильям Уолш, ближайшее время может стать еще более сложным испытанием для западных авиакомпаний. Ведь Пекин, резко сокративший количество рейсов из-за пандемии, в 2023 году планирует ослабить ограничения. В этом случае у китайских перевозчиков появится преимущество перед той же British Airways, чьи воздушные суда вынуждены по большой дуге облетать нашу территорию, занимающую восьмую часть планеты. А ведь и так из-за запрета полетов над Россией и Украиной в небе Европы воздушные пробки стали обычным делом.

Транссибирский маршрут стал кратчайшим воздушным путем из Западной Европы в Японию и Юго-Восточную Азию еще в 1970-е годы. Но с марта этот воздушный коридор закрыт Россией в качестве ответной меры на запрет полетов наших гражданских лайнеров на Запад. Росавиация, в свою очередь, ввела ограничение на выполнение полетов авиаперевозчиков 36 так называемых недружественных государств. К которым не относятся, например, Турция и тот же Китай, получившие огромные конкурентные преимущества.

По данным российского Министерства транспорта, за первые месяцы текущего года транзитных рейсов с использованием воздушного пространства РФ стало на 21% больше, чем годом ранее. А санкции привели к тому, что время перелетов из одной страны в другую значительно удлинялось. Скажем, если до этого воздушный путь из Лондона в Токио составлял 9,5 тысячи километров, то нынче — 11,2 тысячи. На шесть часов удлиняется полет из Парижа в Пекин, на три с лишним — из Сиднея в Лондон. Большинство рейсов из Европы в Азию выполняются к югу от российской территории, а то и через мучительно длинный и небезопасный маршрут над Арктикой.

Больше других пострадала Finnair (на фото), которая едва не обанкротилась и временно отказалась от рейсов в Азию. Из-за этого компании пришлось уволить несколько сотен пилотов и бортпроводников. Налицо и рост расхода топлива. Так, дополнительные расходы перевозчиков 19 стран (США, Канада ряд европейских государств) в нынешних условиях составляют более 37,5 млн долларов еженедельно. А значит, возрастают цены на билеты и перевозку грузов.

Резко сократился и поток российских туристов в Европу. Наибольшие финансовые потери в результате понес туристический бизнес в странах Средиземноморья: Италии, Испании, Черногории, Греции и на Кипре. По данным Ассоциации туроператоров России, в Италии в нынешнем году недосчитаются 150 млн евро, в Испании — 1,4 млрд, на Кипре — до 2,5% ВВП, около 500 млн евро.

Конечно, Россия тоже теряет. Больше всех страдает провайдер услуг по аэронавигационному обслуживанию, то есть Госкорпорация по организации воздушного движения. Потери несут и российские аэропорты, обслуживающие транзитные рейсы зарубежных авиаперевозчиков. Ну и, конечно, сказывается на отрасли и отсутствие рейсов на Запад.

Каковы перспективы возобновления авиарейсов через Россию? Пока весьма неопределенные, считают наши эксперты. Можно сказать одно: нормализация авиатрафика, включение в него российского неба необходимо и нашей стране, и мировой авиации. Осталось в этом убедить политиков.