На сотрудников ГИБДД завели уголовное дело

Заведено уголовное дело на сотрудников ГИБДД, которые использовали автолюбитлей в качестве «живого щита»

Возбуждено уголовное дело в связи с инцидентом на МКАДе, когда сотрудники ГИБДД выставили автомобили граждан в качестве «живого щита» для задержания преступников. Максимальное наказание по данной статье — лишение свободы на срок до 10 лет. Пострадавшие автовладельцы должны через суд доказывать, принуждали ли их использовать свои машины или просто попросили. Только если будет судебное разбирательство, тогда люди могут требовать компенсаций.

«По результатам доследственной проверки следственными органами Следственного комитета по городу Москве возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ по факту злоупотребления должностными полномочиями сотрудниками ГИБДД Москвы, устроившими так называемый живой щит из автомобилей водителей на Московской кольцевой автомобильной дороге», — говорится в сообщении Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ.

Как сообщалось ранее, управление информации ГУВД Москвы также распространило сообщение, в котором говорится, что в действиях сотрудников милиции «усматривается отступление от действующих нормативных актов». По результатам проведенной служебной проверки командир 1-го специализированного полка ДПС ГИБДД на спецтрассе предупрежден о неполном служебном соответствии. Сотрудники, участвующие в указанном эпизоде, привлечены к дисциплинарной ответственности. Также управление ГИБДД ГУВД Москвы принесло извинения участникам этого дорожного инцидента, а ГУВД Москвы рассматривает вопрос о возмещении материального ущерба участникам происшествия.

Напомним, что согласно мнения экспертов, сотрудники ГИБДД, которые в качестве «живого щита» для задержания автомобиля воров-борсеточников остановили на МКАДе машины граждан, должны были использовать специальную шипованную ленту. Благо, в арсенале сотрудников правоохранительных органов для принудительной остановки машины с предполагаемым правонарушителем есть специальные автозаградители.

При наезде транспортного средства на расправленную ленту автозаграждения полые шипы застревают в шинах, отделяются от ленты и приводят к быстрому сбросу воздуха из колес, что обеспечивает неминуемое резкое снижение скорости и остановку машины. При этом безопасность торможения достигается тем, что шипы пробивают все колеса практически одновременно.

Выходит, что сотрудники ГИБДД на МКАДе действовали как минимум безграмотно, подставляя под удар машины с гражданами в случае, когда явной угрозы окружающим от воров-борсеточников не было. Это не задержание пьяного водителя, который несется на полную людьми площадь. Если милиционеры проводили операцию «Борсетка», то у них было достаточно времени, чтобы подготовиться технически и обеспечить место предполагаемого задержания преступников такими автозагродителями.

Указанными шипованными лентами патрульные машины столичной ГАИ комплектуются уже в течение нескольких лет. Последние такие разработки автозагродителей снабжаются дистанционным пуском по радиокоманде или электрокабелю.

К тому же, как уже говорилось, сотрудник ГИБДД не имеет право без разрешения автовладельца использовать его транспортное средство в качестве «щита». Блокировать дорогу разрешено только автозаградителями, а в случае их отсутствия — патрульной машиной либо грузовым транспортом. При этом в обязательном порядке необходимо убрать людей с дороги и тем более из машин, которые выставляются в заграждение.

Как рассказал «Труду» адвокат Евгений Черноусов, выставлять «живой щит» из легковых автомобилей гаишники не имели права. «Согласно административному регламенту по надзору за движением сотрудники Госавтоинспекции действительно вправе применять для остановки нарушителей транспортные средства, перегородив ими дорогу, но только либо собственные, либо служебные, либо грузовые автомобили», — пояснил он.

По словам юриста, легковые машины граждан в этих целях использовать категорически запрещено. К тому же, согласно закону «О милиции», руководители подразделений не вправе отдавать распоряжения, которые создают опасность для жизни и здоровья граждан. По словам Черноусова, по этому факту должно быть возбуждено уголовное дело по статье о превышении полномочий. В рамках этого дела водителям стоит обратиться в суд с исками к МВД с требованием о компенсации.

Инцидент произошел 5 марта этого года на МКАД в районе Ярославского шоссе. Сотрудники 1-го Специализированного полка ДПС ГУВД Москвы в ходе проведения профилактической операции «Барсетка» пытались задержать подозреваемых, преградив дорогу их машине автомобилями граждан. Предполагаемым преступникам удалось скрыться, протаранив заслон. В результате инцидента были повреждены несколько автомобилей. По информации водителей, сотрудники ДПС сели в служебные авто и продолжили погоню.

Между тем, в Москве задержаны два уроженца Северного Кавказа, которые предположительно находились в машине, протаранившей «живой щит» на МКАДе 5 марта. Подозреваемые находились в автомобиле «Вольво», на котором стояли похищенные госномера. По словам официального представителя ГИБДД, задержание было произведено около 16 часов 10 марта на 94-километре МКАДа после непродолжительной погони. Автомобиль подозреваемых имеет повреждения. В машине обнаружены документы на иномарки, дамская сумочка и порошок белого цвета.

На каком основании задержанных подозревают в причастности к инциденту 5 марта, представитель ГИБДД не уточнил. Между тем ранее в сообщении ГУВД об этом происшествии упоминалось, что преступники передвигались на автомобиле «Ауди».