Как сэкономить на заправке?

От того, где будут собирать новые акцизы на топливо – на НПЗ или на АЗС – зависит сумма прописью, которую мы заплатим при заправке бензобака своей машины

С 1 апреля в России начнут действовать новые акцизы на моторное топливо. От того, где их будут собирать – на НПЗ или на АЗС, – зависит не только справедливость фискальной нагрузки, но и сумма прописью, которую мы заплатим при заправке бензобака своей машины.

Сегодня нет смысла обсуждать, стоило ли акцизы повышать, поскольку эта идея Минфина уже обрела форму закона. Но остается открытым вопрос, где именно взимать повышенный акциз: продолжать это делать на нефтеперерабатывающих предприятиях или же перенести точку применения закона непосредственно туда, где бензин разливают конечным потребителям, – на АЗС.

Последний вариант считают оптимальным в крупных нефтяных компаниях, которые остаются главными донорами российского бюджета. Как разъяснил агентству «Интерфакс» официальный представитель НК «Роснефть», «перенос выплат акцизов с НПЗ на АЗС ставит всех участников рынка – как вертикально интегрированные компании, так и небольшие сети заправок – в равные условия. Сейчас же нефтеперерабатывающие компании, выплачивающие акцизы с топлива, которое не продано конечному покупателю, фактически кредитуют бюджет».

Не исключено, что это позволит избежать более высокого, чем прогнозирует Минфин, повышения цен на моторное топливо. И это для нас, потребителей, самый главный аргумент за изменение процедуры. Но есть и другие.

По своей природе акциз – это налог на потребление. Смысл его взимания в том, чтобы возложить налоговую нагрузку на конечных потребителей и более справедливо распределять фискальные сборы. Где больше ездят, там больше покупают и, соответственно, больше платят. В результате собранные средства поступают в региональные дорожные фонды, а те в свою очередь поддерживают дорожную сеть в надлежащем состоянии. Эта разумная и социально оправданная схема действует во многих европейских странах.

Но вот в России, как это ни странно, основные объемы акциза на нефтепродукты собираются в тех регионах, где расположены нефтеперерабатывающие мощности. Хотя логичнее, наверное, более равномерно насыщать дорожные фонды поступлениями от акцизов. И это проще всего сделать, собирая налог именно там, где продают топливо автовладельцам, то есть на АЗС. Понятное дело, сняв при этом налог с нефтеперерабатывающих предприятий.

Однако вариант с АЗС смущает Минфин. Потому что легче собрать акциз, говоря условно, на 30 НПЗ, чем проконтролировать его поступление с 30 тыс. бензоколонок. Хотя эта проблема, как говорят специалисты, в век коммуникаций и цифровых технологий решается элементарно. Достаточно соединить контрольно-кассовые машины на АЗС с контроллерами заправочных колонок, чтобы получить объективную картину по объемам реализации топлива в региональном разрезе и в масштабах всей страны.

Преимущество такого способа взимания акциза еще и в том, что он позволит создать справедливые конкурентные условия для крупных вертикально интегрированных компаний и небольших частных топливозаправочных сетей. Последние не несут затрат на переработку, получают и перепродают готовое топливо. А крупные компании, которые сейчас платят акциз на НПЗ, фактически кредитуют бюджет. Топливо еще не продано, его еще только повезут на АЗС, а налог заводу уже следует заплатить. Поставив всех в равные условия, можно было бы в том числе ограничить дополнительный рост цен на бензин и дизельное топливо.

Вместо послесловия

С 1 апреля 2016 года повышаются акцизы на бензин 5-го класса с 7,53 тыс. рублей за тонну до 10,13 тыс. рублей за тонну. В 2017 году на этот вид топлива устанавливается акциз 7,43 тыс. рублей за тонну (планировалось – 5,83 тыс.). Акцизы на бензин, не соответствующий 5-му классу, и прямогонный бензин будут повышены с 1 апреля с 10,5 тыс. рублей за тонну до 13,1 тыс. рублей за тонну, с 2017 года акциз составит вместо планировавшихся 9,7 тыс. рублей за тонну 12,3 тыс. рублей за тонну.

Акцизы на дизельное топливо и средние дистилляты с 1 апреля составят 5,293 тыс. рублей (сейчас 4,15 тыс. рублей), в 2017 году – 5,093 тыс. рублей (на данный момент запланировано снижение до 3,95 тыс. рублей). Дополнительные доходы от повышения акцизов правительство оценивает в 2016 году в 89,3 млрд рублей, Минфин РФ полагает, что в результате повышения акцизов цены на бензин могут вырасти на 6,5–7%. С учетом НДС (18%) литр бензина может подорожать на 2 рубля 36 копеек. Если будут приняты предложения о сборе налогов с АЗС, подорожание может быть существенно меньше.