В каком порядке осуществляется предоставление набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан?
Виктор Шмаков, Смоленск
Предоставление социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан носит заявительный характер.
В соответствии со статьей 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг.
Постановлением правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 862 утверждены Правила обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг.
Согласно пункту 3 Правил от 28.12.2004 N 862 заявление о предоставлении на следующий год государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (социальной услуги) подается по установленной форме гражданином (его представителем) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату ежегодно до 1 октября текущего года.
В случае если гражданин до 1 октября не подал заявление, в следующем году социальные услуги (социальная услуга) ему не предоставляются, а ежемесячная денежная выплата начисляется в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 9 Правил от 28.12.2004 N 862 плата за предоставление гражданину социальных услуг (социальной услуги) осуществляется за счет установленной ему ежемесячной денежной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Неполные ставки прав не отменяют
Может ли пользоваться правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 1 (раздел XIX) врач-рентгенолог, работающий в двух учреждениях здравоохранения на неполные ставки?
С. Глушко, Липецк
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.
Понятие полного рабочего дня на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, изложено в разъяснении Минтруда России от 22.05.1996 года N 5.
Согласно разъяснению Минздрава России (письмо от 31.01.2001 N 144/515) под определением "занятость в течение полного рабочего дня" у медицинского работника следует понимать работу в объеме месячной нормы рабочего времени по соответствующей должности, т.е. работу на целую штатную должность.
Учитывая изложенное, врач-рентгенолог, работающий в двух учреждениях здравоохранения на неполные ставки, которые в сумме по объему работ составляют одну полную ставку, может пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 1.
Попечительство
Социальные пенсии сиротам
Имеют ли право на социальную пенсию воспитанники-сироты детских домов и школ-интернатов, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства и постоянно проживающие в этих учреждениях?
Т. Воробьева, Воронеж
Статьей 22 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что дееспособность несовершеннолетних граждан возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. До наступления дееспособности реализация и защита прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляется через законных представителей - родителей или лиц, их заменяющих, то есть усыновителей, опекунов, попечителей (статья 56 Семейного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения социальной защиты или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения. В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Семейного кодекса Российской Федерации выполнение обязанностей опекунов и попечителей детей, находящихся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, возлагается на администрацию этих учреждений, поэтому реализация прав и обязанностей, в том числе в части оформления документов, необходимых для назначения пенсии несовершеннолетним воспитанникам, проживающим в специализированных учреждениях (детском доме, школе-интернате и др.), возложена на указанные учреждения.
В федеральных законах N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" закрепляется общее для российского законодательства правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на пенсионное обеспечение на тех же условиях и основаниях, что и граждане России, если иное не предусмотрено названными федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" постоянное проживание в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства подтверждается видом на жительство.
Аналогичные нормы закреплены Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами N 173-ФЗ и N 166-ФЗ, утвержденными постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 N 16/19па.
Поэтому несовершеннолетним лицам, являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в случае потери одного или обоих родителей может быть назначена социальная пенсия по месту их нахождения в детских домах и школах-интернатах при условии представления вида на жительство.
Эхо войны
Гособеспечение для инвалидов
Кто из числа инвалидов с детства, имеющих справки МСЭ, где указано, что причиной инвалидности стали ранения (контузии или увечья), полученные в ходе боевых действий во время Отечественной войны, имеет право на вторую пенсию по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению?
В. Егоров, Смоленск
"Инвалидность с детства вследствие ранения (контузии или увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны", устанавливается лицам, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья как связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, так и с их последствиями.
В соответствии с ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" инвалидам с детства вследствие указанной причины при наличии права на различные пенсии назначалась одна пенсия по выбору (по инвалидности, по старости либо социальная пенсия).
При этом указанной категории граждан в соответствии с подпунктом "к" статьи 110 указанного закона было гарантировано повышение пенсии в размере 100% минимального размера по старости, которое было сохранено при вступлении в действие нового правого регулирования с 01.01.2002 года при конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.
В связи с принятием Федерального закона от 09.05.2004 года N 36-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О ветеранах" инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, были отнесены в соответствии с подпунктом "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны, которым предоставлено право на одновременное получение двух пенсий.
При этом в Федеральном законе "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны отнесены лица, так или иначе связанные с военной службой либо с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а не с их последствиями.
Таким образом, круг инвалидов из числа инвалидов с детства с указанной причиной инвалидности, отнесенных к участникам Великой Отечественной войны, значительно уже. В него не входят инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с последствиями боевых действий Великой Отечественной войны.
Подготовлено Управлением по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей ПФР