Крушение российского самолета в Индонезии: 45 погибших, из них 8 россиян

Авиалайнер Sukhoi Superjet-100 упал в районе горы Салак в ходе демонстрационного полета

В Индонезии на горе Салак сотрудники спасательных служб и поисковых групп находят и собирают тела погибших при крушении российского авиалайнера Sukhoi Superjet-100. Выживших людей на месте катастрофы пока не обнаружено. Точные данные о количестве найденных тел пока не сообщаются. Однако известно, что во время рейса в самолете находились 45 человек. Восемь из них – россияне.

С наступлением утра в Интернете появились и первые фотоснимки места крушения лайнера «Сухой Суперджет — 100» во время демонстрационного полета. На снимках видно, что самолет врезался в гору Салак примерно на 1800-метровой высоте. Падая, «Суперджет» прорубил крыльями в зарослях деревьев широкую просеку, а затем обломки разметало по крутому склону. Согласно комментариям экспертов, шансов выжить при такой катастрофе у пассажиров и экипажа практически не было.

Траурный список

Как рассказали журналистам в индонезийском отделении компании «Сухой» и в антикризисном штабе, работающем сейчас в аэропорту Джакарты, – к месту крушения поутру в четверг, 10 мая, дошла передовая пешая группа, и сейчас ее участники собирают останки тел. Им на помощь отправились еще почти три десятка групп. Информацию подтверждает российский блогер Сергей Доля: он приехал в Индонезию, чтобы принять участие в roadshow российского самолета «Приветствуем Азию», а теперь следит за ходом поисковой операции.

Известно, что на борту «Суперджета» должно было находиться 50 человек. Однако пятеро потенциальных пассажиров покинули борт прямо перед взлетом. Об этом сообщили представители индонезийского отделения «Сухого».

В числе тех, чьи имена находятся теперь в списках погибших, – восемь россиян. Из наших соотечественников состоял экипаж воздушного судна. Вот их имена:

1. Александр Яблонцев, шеф-пилот

2. Александр Кочетков, второй пилот

3. Алексей Киркин, полетный инженер

4. Олег Швецов, штурман

5. Николай Мартыщенко, заместитель начальника летно-испытательного центра комплекса ГСС

6. Денис Рахимов, ведущий инженер по летным испытаниям

7. Кристина Куржукова, менеджер по контрактам

8. Евгений Гребенщиков, директор по продажам компании ГСС

Демонстрационный полет

Авиалайнер Sukhoi Superjet-100 потерпел катастрофу накануне, 9 мая, производя демонстрационный полет – второй за день. В Джакарту машина прибыла в тот же день, в рамках показательного тура по шести азиатским странам. За последние дни самолет уже посетил Мьянму, Пакистан и Казахстан: его демонстрировали военному руководству этих государств и членам правительств. После Индонезии «Сухой» должен был отправиться в Лаос и Вьетнам.

В самой Джакарте программа Superjet-100 состояла из двух показательных полетов, длительностью каждый в полчаса. Первый раз он поднял в небо представителей ОАО «ВЭБ-Лизинг», а также российского агентства ЭКСАР – по страхованию инвестиций и экспортных кредитов, и стюардесс авиакомпании Sky Aviation. В ходе второго полета, который как раз и завершился трагедией, на борту машины присутствовали новые потенциальные заказчики: представители индонезийских компаний Pelita, Batavia, Sriwijaya Air и Air Aviastar.

Когда лайнер отправился в район вулкана Салак, связь с бортом неожиданно прервалась. Случилось это примерно в 11:21 по московскому времени; от начала полета прошло 20 минут.

Известно, что незадолго до потери связи самолет запросил разрешение снизить высоту полета с десяти до шести тысяч футов. Об этом сообщают представители идонезийской службы контроля воздушного пространства. По их словам, российский экипаж получил одобрение на маневр и стал снижаться и поворачивать направо. В месте маневра находится гора высотой 6 тысяч 200 футов.

Операция по поиску лайнера началась почти сразу после предположения, что самолет потерпел аварию. Утром, в четверг, поиски возобновились. К предполагаемому месту происшествия вылетели поисковые вертолеты, а группы спасателей и поисковиков отправились пешком на склоны потухшего вулкана.

Что же случилось?

Общий налет упавшего «Суперджета» составляет свыше 800 часов. За свою жизнь он совершил около 500 полетов. Разумеется, перед отправлением в Азию он прошел все виды необходимой подготовки. Командир судна, шеф-пилот компании ГСС Александр Яблонцев, являлся летчиком-испытателем первого класса; он налетал на самых разных типах воздушных судов более 10 тысяч часов.

Что же стало причиной трагедии? Авиационные власти Индонезии выдвигают целый ряд версий. Среди них не исключается даже захват самолета неизвестными злоумышленниками. Тем не менее, российская сторона уверена, что такой вариант вряд ли имел место. Топлива на борту хватило бы всего на два коротких демо-полета; с учетом этого смысла в угоне не было.

Версия о том, что Александр Яблонцев не справился с управлением, также фактически отпадает. «SSJ – практически его родная машина», - говорят о погибшем коллеге пилоты. В этом плане наиболее вероятной выглядит версия о плохих погодных условиях, которые действительно причиняли экипажу немало сложностей.

Есть и предположения о технической неисправности. Однако строить достоверные предположения будет можно, лишь когда специалисты получат доступ к обломкам машины.