Восточное партнерство «Роснефти»

К списку стратегических совместных проектов России и Индии добавилось судостроение

Россия и Индия являются многолетними стратегическими партнерами. Сотрудничество активно развивается, чему способствуют совместные проекты во многих отраслях, в том числе в энергетической, космической, алмазной, сельскохозяйственной. На минувшей неделе индийские партнеры посетили один из самых масштабных и перспективных проектов России в области промышленности — судостроительный комплекс «Звезда», который реализуется консорциумом инвесторов во главе с «Роснефтью». Тем самым к большому списку совместных проектов России и Индии добавилась судостроительная отрасль.

В этом году индийскую делегацию, прибывшую в Россию для участия в Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке, возглавил Хардип Сингх Пури — человек, стоящий во главе двух важных министерств: Министерства нефти и природного газа, а также Министерства строительства и городского хозяйства Индии.

В ходе визита во Владивосток Хардип Пури и посетил судостроительный завод «Звезда», где в сопровождении Андрея Шишкина, вице-президента НК «Роснефть» по информации, инновациям и локализации, ознакомился с ходом реализации проекта строительства судоверфи и ее основными объектами.

Хардип Пури при этом стал не первым индийским высокопоставленным гостем судоверфи «Звезда». Еще в 2019 году, также в ходе ВЭФ, «звезду Дальнего Востока» посетил премьер-министр Индии Нарендра Моди. Прибыв на объект вместе с президентом России Владимиром Путиным, он ознакомился с ходом реализации проекта.

Выступая на ВЭФ-2021, Моди вспомнил детали своего визита на «Звезду», вместе с этим объявив о главной новости: «Ваше превосходительство, президент Путин, я помню детальный разговор, который состоялся у нас с вами, когда мы ехали на катере из Владивостока в судостроительную верфь «Звезда». Это было в рамках моего визита в 2019 году. Тогда вы показали мне современные судостроительные мощности верфи «Звезда» и выразили надежду, что когда-нибудь и Индия станет партнером этого замечательного предприятия. Сегодня я очень рад сообщить, что одна из крупнейших судостроительных верфей Индии, Mazagon Dock Limited, станет партнером верфи «Звезда». В рамках этого партнерства будут строиться одни из самых значимых коммерческих судов в мире».

Премьер Индии также напомнил, как в 2019 году заявил о приверженности Индии участвовать в развитии Дальнего Востока России. «Данная политика является очень важной частью нашего особого и привилегированного стратегического партнерства с Россией», — отметил Моди.

Драйвер развития

Одним из основных драйверов развития Дальнего Востока России, несомненно, является судостроительный комплекс «Звезда». Проект создается по поручению президента РФ консорциумом инвесторов во главе с НК «Роснефть». При строительстве верфи применяются принципиально новые технологические решения, которые позволят ей стать одним из самых современных судостроительных производств в мире.

Строительство ССК «Звезда», которое будет полностью завершено в 2024 году, ведется в две очереди. В эксплуатацию введены объекты первой расширенной очереди: блок корпусных производств, окрасочные камеры, открытый тяжелый достроечный стапель с парком уникальных кранов и продвинутой судотранспортной системой, транспортно-передаточный док.

Построенные цеха дали возможность, не дожидаясь окончания работ по строительству второй очереди, приступить к постройке ряда судов, в том числе сложнейших танкеров типа «Афрамакс».

В ходе визита индийская делегация осмотрела танкер «Афрамакс», который был спущен на воду 2 сентября и отбуксирован к достроечной набережной, где будет организован швартовный этап испытаний. Это второе судно серии из 12 крупнотоннажных танкеров дедвейтом 114 тысяч тонн. Головной танкер — «Владимир Мономах» — был передан заказчику еще в декабре 2020 года и уже выполняет регулярные рейсы. Еще 10 будут построены по заказу «Роснефтефлота» (профильное дочернее общество НК «Роснефть»). Сейчас в цехах и на стапеле предприятия ведутся изготовление и сборка шести танкеров этой серии.

«Афрамаксы» являются танкерами нового поколения и предназначены для перевозки нефти в неограниченном районе плавания. Судно спроектировано с соблюдением высоких стандартов экологической безопасности. Главная и вспомогательная энергетические установки могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе — сжиженном природном газе, что соответствует новым мировым экологическим стандартам. Поэтому часто танкеры «Афрамакс» называют «зелеными».

Танкер «Афрамакс» построен на тяжелом открытом достроечном стапеле. Это сложнейшее гидротехническое сооружение — один из самых больших стапелей в мире и крупнейший в России. Его площадь составляет 12 гектаров, ширина — 230 метров, длина — 485 метров. В состав стапеля входят три стапельные дорожки с уникальной самоходной судотранспортной системой.

Самый мощный передаточный причал позволяет производить перегрузку со стапеля на транспортный передаточный док судов и других тяжелых грузов весом до 40 тысяч тонн. Эту нагрузку держат 1,5 тысячи свай.

Стапель оснащен современным крановым оборудованием, состоящим из семи кранов, в том числе уникальным краном «Голиаф» — одним из крупнейших в мире, высотой 139 метров и грузоподъемностью 1,2 тысячи тонн. Аналогов «Голиафу» в России нет. Для сравнения: максимальная грузоподъемность кранов, работающих на других российских верфях, — всего 500 тонн.

Транспортно-передаточный док «Вымпел» — важнейший элемент верфи. Он обеспечивает спуск со стапеля на воду крупнотоннажных судов длиной 300 метров, шириной более 50 метров и спусковой массой до 40 тысяч тонн. Плавучий док является безопорным и позволяет осуществлять продольную накатку судов с трех разных стапельных линий верфи и поперечную накатку офшорных объектов. С помощью «Вымпела» на воду уже были спущены первый танкер «Афрамакс» и многофункциональное судно снабжения «Катерина Великая».

Первое многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса Icebreaker7 «Катерина Великая» было спущено на воду в декабре 2020 года. Это головное судно в серии из четырех судов для НК «Роснефть». Суда снабжения спроектированы для неограниченного района плавания, в том числе в экстремально холодных водах. Участие в его закладке на стапеле принимал Владимир Путин. Параллельно на верфи ведутся работы на трех других судах серии.

Другое знаковое судно, строительство которого ведется на ССК «Звезда» с июля 2020 года, — атомный ледокол «Лидер». Флагманскому ледоколу присвоено имя «Россия». Это судно является символом мощи страны и умения отвечать на самые сложные вызовы. Его ключевая задача — обеспечить круглогодичную проводку коммерческого флота по Северному морскому пути. Судно станет самым мощным атомоходом в истории мирового судостроения.

«Звезда» была выбрана единственным исполнителем для строительства атомного ледокола. Техническое сопровождение строительства и авторский надзор за строительством проводит ЦКБ «Айсберг». Ледокол «Россия» будет оснащен двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Суммарная мощность энергоустановок ледокола составит 120 МВт, что позволит судну преодолевать льды толщиной более 4 метров со скоростью 2 узла. При толщине льда 2 метра скорость ледокола составит до 12 узлов.

Атомоход будет способен прокладывать канал шириной около 50 метров, что обеспечит возможность экономически эффективной круглогодичной навигации крупнотоннажных транспортных судов (от 50 тысяч тонн), а также газовозов класса Arc7 шириной корпуса 50 метров по Северному морскому пути.

Для обеспечения потребностей ССК «Звезда» был создан завод винторулевых колонок (ВРК) «Сапфир». Это совместное предприятие НК «Роснефть» и General Electric. Завод позволяет производить электрические винторулевые колонки высокого ледового класса мощностью до 15 МВт. Винторулевые колонки являются ключевым звеном судовой электроэнергетической системы. Разработанная конструкция ВРК обеспечивает высокие ледовые и маневренные качества морских судов в период навигации по Северному морскому пути и рассчитана на эксплуатацию в тяжелых ледовых условиях.

В настоящее время технологией производства ВРК владеют только две мировые компании, одна из которых «Роснефть».

Вторая очередь

Ввод в эксплуатацию второй очереди расширит возможности верфи и позволит ССК «Звезда» строить суда и морскую технику без каких-либо ограничений. В состав второй очереди входят: крупнейший в России сухой док и дополнительные производственные цеха полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники.

Уникальным сооружением «Звезды» является сухой док, который был построен со значительным опережением сроков и готов ко вводу в эксплуатацию. Технические параметры сухого дока позволят осуществлять строительство большинства типов существующих и перспективных судов практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов. С размерами 485×114×14 метров док является единственным подобным в России и одним из крупнейших в мире гидротехнических сооружений. В доке смогут одновременно поместиться два исполинских ледокола проекта «Лидер».

На площадке сухого дока судоверфи «Звезда» установлены восемь портальных кранов грузоподъемностью 60 тонн и 70 тонн. На сухом доке установлено уникальное насосное оборудование. Четыре насосные установки мощностью 4800 кВт способны откачать около 600 тысяч куб. метров морской воды в рекордно короткие сроки — не более чем за восемь часов.

В апреле 2020 года успешно завершена транспортная операция по доставке на судоверфь уникального оборудования — батопорта (водонепроницаемый затвор). Батопорт — плавучая конструкция длиной 114 метров и высотой 12 метров — доставлен морским путем на палубе 180-метрового транспортного судна полупогружного типа. Верхняя палуба батопорта оборудована проезжей частью. В июле судостроительный комплекс «Звезда» впервые в современной истории России провел операцию по установке батопорта.

Сотрудничество с индийскими компаниями

«Роснефть» и индийские компании являются многолетними партнерами, развивая интегральный формат сотрудничества в энергетической сфере — от добычи до нефтепереработки и реализации нефтепродуктов. Среди совместных проектов в России — добычные проекты «Ванкорнефть», «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» и «Сахалин-1». «Роснефть» также поставляет в Индию углеводороды и является акционером индийской компании Nayara Energy.

«Эти проекты позволили нам стать лидерами инвестиционного сотрудничества России и Индии. Объем взаимных инвестиций в проекты с участием «Роснефти» и индийских партнеров превышает 17 млрд долларов. Это больше половины общего объема накопленных российско-индийских инвестиций к текущему моменту», — заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с Хардипом Пури, состоявшейся 1 сентября. В ходе встречи обсуждались вопросы реализации совместных проектов, развития сотрудничества в области нефте- и газодобычи, нефтепереработки и нефтехимии, реализации углеводородов.

С 2016 года индийским компаниям (ONGC Videsh Ltd., Oil India Limited, Indian Oil Corporation и Bharat Petroresources) принадлежит 49,9% дочернего общества АО «Ванкорнефть». Эта компания, расположенная в Красноярском крае, ведет разработку Ванкорского нефтегазоконденсатного месторождения — крупнейшего из открытых и введенных в эксплуатацию в России за последние 25 лет.

Также консорциуму индийских компаний (Oil India Limited, Indian Oil Corporation и Bharat Petroresources) принадлежит 29,9% в компании «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», которая владеет лицензиями на участки Центрального блока Среднеботуобинского месторождения и Курунгский лицензионный участок (другими акционерами являются «Роснефть» и ВР).

С 2001 года индийская компания ONGC Videsh Ltd. входит в состав участников проекта «Сахалин-1» (другими акционерами являются «Роснефть», ExxonMobil и японская Sodeco). В 2020 году в рамках проекта было добыто 12,4 млн тонн нефти и конденсата, потребителям поставлено более 2,4 млрд куб. метров газа.

«Роснефти» принадлежит доля в 49,13% в индийской компании Nayara Energy, в состав которой входят первоклассные активы, в том числе НПЗ в городе Вадинар мощностью 20 млн тонн в год. Завод является вторым по величине в Индии и одним из самых технологически развитых в мире. В состав бизнеса Nayara Energy также входит глубоководный порт, который может принимать сверхбольшие танкеры класса VLCC и одна из крупнейших в Индии розничных сетей, насчитывающая уже около 6,2 тысячи АЗС.