Ирина Бажанова: В новой программе хочу объехать всю Россию

На канале «ТВ Центр» 19 сентября состоится премьера программы о путешествиях «Страна чудес»

Ее ведущая Ирина Бажанова уже много лет снимает трэвел-сюжеты для различных каналов, но так вышло, что путешествовала она в основном по дальним заграницам, а на свою страну времени и пороху не хватало. И тут грянула пандемия, мир закрылся — зато Ирине открылось, что Россия с ее достопримечательностями, а главное талантливыми людьми сама по себе целая планета. О чем телеведущая с присущей ей живостью и доброжелательностью рассказала «Труду».

— Как появилась программа «Страна чудес»?

— Команда, с которой я работаю, уже много лет делает программы о путешествиях для различных телеканалов. Первая такая программа выходила на канале «Драйв», затем были проекты для телеканалов «Моя Планета», «Россия 1» и даже финского телевидения. У нас сложилась определенная репутация, и очень здорово, что когда «ТВ Центр»«" решил делаю свое трэвел-шоу, его продюсеры пригласили нашу группу.

— На различных каналах выходит много трэвел-программ. В каждой — своя фишка: например, в «Поедем-поедим» (НТВ) это кулинарный акцент, в «Формуле еды» на телеканале «Россия» — колоритный дуэт французской актриса Сесиль Плеже и русского доктора Сергея Агапкина. А в чем особенность «Страны чудес»?

— В том, что здесь главное — люди, которые становятся моими собеседниками. Наш проект — познавательно-развлекательный, причем акцент мы делаем на понятии «познавательный». Сама я больше всего в этих программах ценю общение. Это и есть моя «фишка».

— Но все-таки вы зовете к телекамере не всякого встречного.

— Конечно. Скажу честно: когда мы начинали работу над программой, меня терзали два опасения: во-первых, что нам не о чем будет рассказывать, поскольку обо всех самых интересных памятниках природы и культуры рассказано задолго до меня, а во-вторых — что люди, с которыми мне предстоит общаться, будут смущаться, теряя перед камерой дар речи. Но эти опасения оказались безосновательными. Наши глубинка богата интереснейшими объектами, широкой публике малоизвестными, и живут там люди фантастически интересные, говорить с которыми — огромное удовольствие. Это ремесленники, возрождающие древние традиции, повара, готовящие блюда по уникальным местным рецептам, краеведы, завораживающие рассказами о своих городах. Когда утверждают, будто русские люди ленивы и нелюбопытны — не верьте. Александр Сергеевич был чем-то очень расстроен, когда написал эту фразу. Если бы он поездил с нашей группой, уверена, у него было бы совершенно другое мнение.

— Чем бы вы попробовали его удивить?

— Например, меня саму поразили ратоборцы в Коломенском кремле. Это актеры-спортсмены, изучившие древнюю технику боя с использованием мечей, копий, булав, щитов. Их представление впечатляет настолько, что просто скукоживаешься от страха. И вообще восхищает то, как коломенцы любят свой кремль. Всего 10 лет назад в его заброшенных башнях спали бомжи и наркоманы, все стены были исписаны граффити, валялись шприцы и осколки бутылок. Сегодня это великолепно восстановленный, причем самими же работниками кремля, исторический памятник и успешно действующий музейный, туристический объект.

Если хотите изучить старинную русскую технику боя, вам прямая дорога в Коломенский кремль

В Астраханской области мы были в небольшой деревне Самосделка, где построен очень современный Дом культуры с замечательной сценой и превосходной акустикой, которая тем более кстати, что здесь работает народный хор «Воложка», регулярно занимающий призовые места на престижных конкурсах. Опять признаюсь в грехе: когда мне сказали, что вечером предстоит посетить концерт народного коллектива, я приуныла. Но с первой же песни была покорена красивым, я бы даже сказала, грациозным хоровым звучанием. А когда исполнялась песня про рыбака, который в шторм отправился на Волгу и не вернулся к оставшейся дома молодой жене, я ревела белугой... Могу даже утверждать, что эти прекрасные исполнители изменили мое отношение к народной песне, которую я прежде не очень ценила. Тем более что после концерта было и неформальное общение, во время которого хористы напели нам местные частушки — очень смешные, но не очень приличные. У нас была мысль и их поставить в программу, но тогда пришлось бы запикивать почти все слова.

Даже видавшую виды телеведущую от песен астраханских крестьян прошибла слеза

В Переславле-Залесском нас поразил швейцарец, который влюбился в русскую девушку-староверку, ради женитьбы на ней переехал на Ярославщину и принял старообрядческую веру. У пары уже появился ребенок, они занимаются пчеловодством, их английские пчелы дают экологически чистый мед.

— Какой бы маршрут вы рекомендовали читателям в первую очередь?

— Не сочтите мой совет банальным, но если вы начинающий путешественник, я бы рекомендовала города Золотого кольца. И даже опытным странникам здесь будет чему удивиться — кроме хорошо известных прекрасных соборов и усадеб меня поразило множество небольших, но очень интересных частных музеев с оригинальными интерактивными программами. Например, в той же Коломне есть музеи граммофонов, восковых фигур, калача, даже мыла, уж не говорю про популярный музей коломенской пастилы. И энтузиасты там работают такие, что слушаешь их рассказы с открытым ртом.

— А куда ехать не то что не стоит, но делать это надо с определенной опаской?

— Пока мне такие места не попадались, но продюсеры и знакомые предупреждали, что непростая криминогенная ситуация, например, в Туве. Скоро мы отправимся на съемки в соседнюю Хакасию, возможно, что и к тувинцам заедем — уж больно это необычный край, чего только стоят горные озера, буддистские храмы и уникальное горловое пение.

Что же насчет бытового хамства — столкнуться с ним можно, увы, в любом месте. На одной из улиц Ярославля мы снимали интересный исторический дом. Я что-то рассказывала, вдруг рядом паркуется автомобиль, водитель которого не может не видеть, что идет съемка, тем не менее он бесцеремонно въезжает в кадр. Я очень вежливо попросила этого человека проехать еще три метра до свободного парковочного места, которое уже вне поля зрения камеры. В ответ на меня обрушивается поток нецензурной брани: как всех достали Москва и москвичи, шли бы мы куда подальше и не мешали им спокойно жить... Но это вовсе не значит, что в прекрасный город Ярославль и в десятки других городов не надо ездить.

В глубинке можно найти даже такую диковину, как музей калача

— Остается свободное время, чтобы в этих городах просто развлечься, погулять по улицам, посидеть в ресторане?

— Нет, мы ведь снимаем с восьми утра и до захода солнца, а иногда заканчиваем и позже. На съемки каждого города уходит три дня, привозим мы из такой поездки около 10 часов материала, из которого нужно нарезать 27 минут. Вот это боль и мучение — сокращать отснятое, поскольку все эти сюжеты пропущены через сердце. Ведь даже при самом подробно прописанном сценарии велика роль импровизации, поскольку, повторю, мы снимаем живое общение. Например, в выпуске программе, посвященном Костроме, мы с местным экскурсоводом, заговорив во время прогулки по бульвару на тему дворянских собраний и празднеств, вдруг спонтанно исполнили несколько фигур полонеза. Танец стал естественным продолжением разговора.

— Знаю, вы объехали уже около десятка городов. А в каких регионах страны планируете еще побывать?

— Программа задумана с размахом, мы бы хотели объехать всю Россию от Калининграда до Владивостока. Кстати, однажды, в 2006 году, мне уже довелось проделать похожий маршрут. Я участвовала в гонке «Экспедиция-Трофи», за свою длину даже попавшей в Книгу рекордов Гиннесса. С 23 февраля по 8 марта мы проехали от Мурманска до Приморья. Потрясла красота покрытого льдом Байкала, необычный рельеф Владивостока, его маяки. Но это была именно гонка, из-за страшной скорости мы мало что видели, кроме самой дороги. Теперь хочется погрузиться во все интересное с максимальной степенью подробности.

И эти лотосы — тоже Россия: нижняя Волга

— Будем надеяться, что пандемия не вечна, и нашим туристам вновь станут доступны поездки в дальние страны. У вас ведь по этой части богатый опыт?

— Одной из самых увлекательных оказалась поездка в Латинскую Америку. Ехала я туда на неделю, а вернулась на родину только через год. За это время пожила в Чили, Аргентине, Бразилии, Уругвае. Мы с моим мужем снимали программу «Автоособенности» для телеканала «Драйв», я была «девушкой за рулем». И очень горжусь этой своей работой. Мне приходили многочисленные письма от женщин со словами благодарности: «Спасибо, что развенчиваете миф, будто женщина за рулем — это обезьяна, посаженная в космический корабль». Помню, очень позабавило письмо одного мужчины: «Ирина, какая же вы молодец, одна ездите, да еще и сами себя снимаете». Тут отвешу низкий поклон нашим операторам — без этих «трудяг-невидимок», остающихся за кадром, без их выносливости и таланта не было бы ничего.

Очень запомнилась и двухмесячная экспедиция с буддистами в китайский Тибет. Для передвижения потребовалась целая кипа разрешений — там всюду стоят блокпосты, где проверяют, кто, откуда и куда едет, что у тебя в сумках, не устроишь ли ты какую-нибудь провокацию.

Меня поразили космически-безлюдные горные пейзажи, которые вполне подошли бы для съемок кино про другие планеты. А быт там у людей такой же, как несколько сотен лет назад. Они живут в палатках, покрытыми шкурами яков. Едят сушеное мясо этих же животных, пьют их молоко, даже топят примитивные очаги отходами их жизнедеятельности... Обходя трехдневным маршрутом священную гору Кайлас, мы голодали и мерзли, у нас сгорели и покрылись корками губы и ноздри, из-за кислородного голодания на высоте почти 5000 метров шла носом кровь, ноги утопали в снегу, выпавшем раньше положенного времени. Периодически кто-то из группы ложился на снег и собирался помирать, но видя, как 60-летние местные женщины в шубах из шкуры яка, надетых прямо на голое тело, ловко преодолевают сугробы, обходя паломников на поворотах, мы стыдливо вставали и шли дальше. Снова, как видите, люди — главный фактор, они меняют наше отношение к местам и событиям. Вот за это я и люблю свою программу.