«Орган – это космический корабль музыки»

И снова в этом космосе первое место – за Россией

8 сентября в Калининградском кафедральном соборе завершился 12-й международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева. В финале встретились трое американцев, двое россиян и представительница Южной Кореи. Первую премию завоевала воспитанница петербургской органной школы Елизавета Бородаева.

На самом деле то, что довелось наблюдать корреспонденту «Труда» за три сентябрьских дня в Калининграде – лишь верхушка айсберга. Калининградский конкурс, возникший в 1999 году по инициативе Веры Таривердиевой – известного музыковеда и просветителя, вдовы замечательного композитора, бессменного художественного руководителя соревнования – вырос за два десятилетия в одну из самых авторитетных площадок мира, где могут помериться силами молодые органисты разных стран. Точнее, это даже несколько площадок: первый тур состоит из трех региональных состязаний – в Германии (Гамбург), США (Канзас-сити) и Москве. В нынешнем году, несмотря на сложности пандемического времени, удалось сохранить традицию и дать возможность выступить почти полусотне молодых органистов из 13 стран, в том числе из России, США, Китая, Германии, Чехии, Белоруссии, даже с Кубы, из Бразилии и ЮАР.

Второй и третий туры, также по традиции, проходят в Калининграде, где находится крупнейший в России орган немецкой фирмы «Александр Шуке», установленный в возрожденном Кафедральном соборе в 2008 году вместо исторического инструмента, погибшего во время английской бомбардировки Кенигсберга в августе 1944 года.

До финального, третьего тура дошли шесть музыкантов. Программа столь насыщена, что даже от слушателя требует большой концентрации – можно себе представить, что испытывает молодой исполнитель, на протяжении 50 минут играя масштабные произведения Баха, Франка, Дюпре, Мессиана, Регера… Особая задача – интерпретация симфонии Таривердиева для органа соло «Чернобыль», включенной в программу как обязательное произведение. Сложность этой двухчастной музыкальной фрески – не проблемы беглости пальцев, а фразировка и регистровка: они должны сохранить настроение и форму этих масштабных, трагических по ощущению пьес, написанных Микаэлом Леоновичем по впечатлениям от поездки в район ликвидации последствий катастрофы осенью 1986 года. Притом музыка эта очень известна, на конкурсе звучит многократно – тут-то и можно в полной мере оценить талант и профессионализм участников. Все играли по-разному: у американца Тайлера Бемера на первый план вышла плотность красок, у его соотечественницы Кэролин Крейг – наоборот, их прозрачность. Кстати, именно Кэролин достался спецприз за исполнение музыки Таривердиева.

Когда назвали имя победительницы, Елизавета Бородаева заплакала – и от радости, и от того, каким долгим оказался путь к успеху. Я сразу узнал Лизу – мы с ней, тогда еще носившей фамилию Шабалина, общались на таривердиевском конкурсе 2017 года, на котором она не вышла за пределы второго тура, но в игре девушки уже чувствовался крепкий стержень эмоциональности и умения. Уроженка пермского города Кунгур, еще малышкой по собственной инициативе пошедшая в музыкальную школу в класс рояля, «заболевшая» любовью к музыке Баха и, стало быть, к органу, окончившая колледж в Перми и учившаяся в Санкт-Петербургской консерватории, тогда сказала, что обязательно приедет в Калининград еще и еще…

Она сыграла Таривердиева, Листа, Мессиана, Дюпре. Говорит, что самое сложное – концентрация, ведь каждый из этих композиторов – целая вселенная. Да и когда садишься за орган Кафедрального собора, видишь перед собой четыре клавиатуры, педаль, полторы сотни рычажков, управляющих регистрами, и все это компьютеризировано – ощущение, будто ты за пультом космического корабля. Но чтобы освоиться в этом музыкальном звездолете, даются не недели и месяцы, а лишь два часа репетиции – жестоко мало, но таковы условия соревнования, проверяющего музыканта и на скорость ориентировки в экстремальной ситуации.

По секрету от Лизы: когда журналисты спросили председателя жюри, органиста из Кельна Винфрида Бёнига, труден ли был выбор победителя, он сказал – играли все великолепно, но лидер был очевиден.

Играли все великолепно, но решение, кому присуждать главный приз, было очевидно, говорит председатель жюри Винфрид Бёниг (Германия)

Лиза – аспирант питерской консерватории у профессора Даниэля Зарецкого, но живет теперь в Москве: вышла замуж за гитариста и композитора Дмитрия Бородаева, благодаря чему, кстати, имеет в репертуаре пьесы для совершенно уникального дуэта: орган и гитара. Преподает в музыкальной школе района Ховрино рояль, в новом учебном году открывает здесь и класс органа, для чего предоставляет свой собственный электронный инструмент. Правда, концертов пока немного – конкуренция среди органистов высока, но калининградский конкурс, как и полагается соревнованию мирового ранга, выполняет роль мощного трамплина: уже 12 сентября Елизавета и другие финалисты сыграют в московском зале «Зарядье», а дальше их ждет череда гастролей по России и миру. Елизавету Бородаеву уже пригласил добрый десяток площадок, в числе которых такие знаменитые на весь мир, как рижский Домский собор и церковь святого Михаила в Гамбурге.