Ушел в разведку

Сотни людей, знаменитых и безвестных, пришли попрощаться в Дом кино с Вячеславом Тихоновым

Утром во вторник 8 декабря гроб с телом Тихонова привезли из храма Христа Спасителя, где ночью проходило отпевание актера, и установили в зале Дома кино. Церемония задерживалась, но выстроившаяся в длинную очередь толпа безропотно ждала момента, когда откроют двери.

Прощание началось в 10.30 по московскому времени. Среди коллег, пришедших в Дом актера попрощаться с создателем таких экранных образов, как Андрей Болконский и Штирлиц, были Эльдар Рязанов с супругой, рядом с которыми сидели в зале Андрей Панин, Светлана Лужина, Римма Маркова, Лариса Голубкина.

Как это часто бывает, похороны великолепного актера не смогли обойтись без чиновничьей и политической риторики, где слова министра культуры Александра Авдеева сменялись речами Геннадия Зюганова, а затем на сцену выходил Владимир Жириновский. Но всю патетику мягко смывало музыкой Микаэла Таривердиева, под импровизацию которого в свое время снимали знаменитую встречу Штирлица с женой в кафе.

На Новодевичьем, где похоронен Вячеслав Тихонов, уже не было места лирике, и последние почести актеру воздавали артиллерийскими залпами и военным оркестром. Могила народного любимца находится недалеко от места, где похоронены замечательные актеры той же эпохи — Георгий Жженов и Клара Лучко.

Татьяна Лиознова: «Я просила его сжимать губы»

 — Мы познакомились во ВГИКе, учась на параллельных курсах. А потом вместе работали на «Молодой гвардии» Сергея Герасимова: он — как начинающий актер, я — как режиссер-практикант. В дальнейшем я с большим интересом наблюдала за его творчеством, внимательно следила за его работами у Швейцера, Ростоцкого. Поэтому главным претендентом на роль Штирлица стал Вячеслав Васильевич. Помню, когда мы создавали образ, единственное, о чем я сразу попросила Тихонова, — чтобы у его героя всегда были плотно сжаты губы.

Безусловно, за то долгое время, что длилась работа над телефильмом «Семнадцать мгновений весны», на съемочной площадке проявлялись не только профессиональные, но и человеческие качества людей. И Тихонов меня, безусловно, впечатлил своей собранностью: главенствующей в работе для него всегда была дисциплина и ещё раз дисциплина. Даже приходя в гости, он, в отличие от многих других людей кино, старался не выпивать, если знал, что на завтра назначены съемки.

В последнее время мы нечасто общались со Славой — он много болел, и я больна. Но из виду друг друга мы не теряли.

В связи с его уходом начнут писать, говорить. Главное, чтобы по нелепому обыкновению нынешних дней из этого не устраивали шоу. Сколько великих людей, когда они ещё были живы, уходили в безвестности — не вспоминали, не говорили, не писали. Потому, что пространство СМИ сейчас наполнено лишь теми, кто готов все делать напоказ, предстать в неглиже. Но Слава таким никогда не был.

Нонна  Мордюкова: «Прости меня, Слава»

Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов были самой красивой парой советского кино. Хотя этот брак не был ни долгим, ни счастливым. Позже трагически умер их сын. Долгие годы главные герои семейной драмы между собой не общались. Лишь в канун 80-летия Вячеслава Тихонова корреспонденту «Труда-7» Леониду Павлючику удалось разговорить Нонну Мордюкову (которой оставалось жить меньше полугода) на деликатную тему.

— Наша неудача в супружестве была предопределена, она крупными буквами была написана на небесах, но мы этих знаков не разглядели. Мы же были детьми, горькими детьми, которые ничего не понимали ни в семейной жизни, ни в любви. Тихонову тогда исполнилось 19 лет, я на два года была его старше. Он был тихий, чистый, неиспорченный мальчик из Павловского Посада, а я из станицы приехала, где нравы были строгие. У меня никого до него не было, а у него — до меня. Мы ведь как тогда думали: нормальные отношения между мужчиной и женщиной — это когда они состоят в браке. Нам бы походить вместе, повстречаться, присмотреться друг к другу, с родителями познакомиться.

Но сегодня я больше виню в нашей семейной неудаче себя. Слава ведь поначалу совсем не испытывал ко мне интереса, а я, завороженная его красотой, напором своим, желанием своим закружила ему голову. Он, бедный, в ответ загорелся. И тут я поняла, что он мне активно, трагически не нужен. Но ребенок уже появился.

Я тут недавно телевизор смотрела, и вдруг вижу — стоит Тихонов и говорит с экрана примерно такие слова: «Нонна, прости меня за то, что я в твоей жизни так все здорово запутал». Я, услышав это, аж похолодела вся. Мне ведь немного надо, чтобы понять человека и простить его. Вот я думала-думала и надумала: он же ни в чем не виноват. Это я запутала его. А он как мужчина взял вину на себя.

Так что я тебя за все прощаю, Слава. А ты прости меня. Ты хороший человек. Прекрасный артист. Знаю, что у твоей дочки Ани родилась замечательная двойня. Не болей. Живи долго. Твоя Нонна.

Фоторепортаж: В Москве простились с Вячеславом Тихоновым