Бокалы Александра Вертинского и фарфор Николая Доллежаля

Реликвии из собраний легендарного певца и знаменитого конструктора уйдут с молотка

Последний в уходящем году аукцион Восточно-Европейского антикварного дома, который состоится 13 декабря, будет посвящен раритетам из семейных коллекций Доллежалей и Вертинских. Выставка, где можно увидеть эти сокровища, уже работает с 29 ноября.

Николая Антоновича Доллежаля знают во всем мире как выдающегося конструктора ядерных реакторов, соратника И. В. Курчатова по созданию первой в истории атомной бомбы. Но мало кто знаком с другой стороной жизни знаменитого инженера-теплотехника. В свободное от научных изысканий время он увлекался коллекционированием антиквариата, страстно любил мейсенский фарфор и русскую живопись.

Увлечение Николая Антоновича искусством не случайно. Скорее даже наоборот. Это в ядерное машиностроение он попал случайно. Изначально Доллежаль хотел поступать в консерваторию, но вступительные экзамены в Императорском Высшем техническом училище (сейчас Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана), куда он решил поступить за компанию с друзьями, оказались немного раньше.

Тяга к прекрасному у Николая Доллежаля проявилась еще с детства. Будущий ученый родился в 1899 году в Екатеринославской губернии (сейчас Запорожская область). Его дедушка Фердинанд Доллежаль приехал сюда из Австро-Венгрии строить железную дорогу Москва — Одесса. Семья владела небольшим уютным имением, где и рос маленький Коля в окружении красивых вещей, привезенных как из Европы, так и из столицы Российской империи — Санкт-Петербурга.

«Вне всякого сомнения, любовь папы к искусству пошла именно оттуда. В детстве он даже пел в церковном хоре. До тех пор, пока у него не сломался голос. Однажды он «пустил петуха». Батюшка взял его за ухо, вывел из церкви и наказал больше не возвращаться», — вспоминает дочь Николая Антоновича Наталья Николаевна.

Позже будущий конструктор переехал в подмосковный Подольск. Здесь семья Доллежалей гостила в имении Плещеево, принадлежавшем покровительнице Петра Ильича Чайковского Надежде Филаретовне фон Мекк. Хозяйка усадьбы, супруга железнодорожного магната Карла фон Мекка, была известной меценаткой, в ее доме собралась великолепная коллекция живописи и декоративно-прикладного искусства. Жизнь в окружении этих произведений тоже внесла вклад в развитие чувства прекрасного у юного Николая Доллежаля.

Революция застала Николая Антоновича на первом курсе института. Или, как любят шутить в семье Доллежалей, на койке: студент простудился и во время переворота лечился дома. «На все вопросы о революции он отвечал одинаково: «Не помню»», — рассказывает Наталья Николаевна.

К началу Великой Отечественной войны Николай Доллежаль был главным инженером киевского завода «Большевик», который вместе со всем персоналом эвакуировали на Урал. Еще до окончания войны он возглавил НИИ химического машиностроения, после победы институт был переведен в Москву. В послевоенные годы Николай Антонович часто бывал в Ленинграде — там открывался один из филиалов НИИ.

«Именно оттуда, из послевоенного Ленинграда, он стал привозить первые вещи для своей будущей коллекции. В тот период в комиссионных магазинах появилось много антиквариата. Отец не просто привозил из командировок все эти тарелки и чашки и ставил в шкаф. У него были дореволюционные книги по фарфору, он интересовался историей этих предметов, изучал их», — делится воспоминаниями Наталья Доллежаль.

Особенно он любил изделия Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Папа не отмечал день рождения. Вместо этого мы праздновали именины — Николин день. Для гостей всегда выставлялся мейсенский фарфор. Он очень ценил свою коллекцию, но не относился к ней как к музейным экспонатам. Это была посуда для души. Еще одним любимым занятием «для души» была игра на рояле. Я до сих пор храню воспоминания из детства: папа играет, а мама поет романсы», — говорит дочь Николая Антоновича.

Николай Доллежаль скончался в 2000 году, прожив 101 год, каждый из которых был насыщен событиями. «К сожалению, мне не передалась от отца его страсть к фарфору. — говорит Наталья Николаевна. — Однажды я запекала на мейсенском фарфоровом подносе рыбу в духовке. Он треснул, я его выбросила. Мне бы хотелось, чтобы наследие моего отца перешло к тем, кто будет ценить его по-настоящему».

13 декабря 2014 года часть коллекции Николая Антоновича Доллежаля будет выставлена на Рождественском аукционе Восточно-Европейского антикварного дома. С 29 ноября и до самых торгов эти сокровища можно увидеть на выставке, доступ куда свободный. Это, в частности, набор тарелок, выполненных в технике хромолитографии, по мотивам работ русского художника-баталиста Николая Каразина (стартовая цена — 98 тысяч рублей) и чайник из «Кораллового сервиза» (73,7 тысяч) завода братьев Корниловых; набор из пяти предметов — чайника, сахарницы, молочника, чашки и блюдца «Русский лес» завода Попова (135 тысяч). Изделия этих фабрик высоко ценятся на антикварном рынке и стоят в одном ряду с фарфором Гарднера и Императорского фарфорового завода.

В коллекции Доллежалей представлены и другие удивительные по красоте предметы, вид которых настраивает на праздничный лад: ваза «Зимний пейзаж» производства фирмы Daum Freres (135 тысяч), сервиз из 53 предметов Мейсенской фарфоровой мануфактуры (206 тысяч)...

Посетители аукциона также познакомятся с коллекцией выдающегося русского эстрадного артиста, композитора и поэта Александра Вертинского. Рассказывать подробно об Александре Николаевиче нет необходимости — его романсовое творчество, его кинороли общеизвестны. Напомним лишь его поэтические строки, которые как нельзя лучше подходят к показу: «Рождество в стране моей родной,/ Добрый дед с пушистой бородой,/ Пахнет мандаринами и елкой/ С пушками, хлопушками в кошелке».

Среди предметов антиквариата, собранных Александром Николаевичем, — бокалы с виноградной лозой на зеленой ножке (Богемия, 55 000 тысяч), зеленые конические бокалы (Российская империя, 194 тысячи) и другие изделия из стекла и фарфора.

В целом вниманию ценителей мейсенского фарфора представлены несколько десятков уникальных как по красоте, так и по своей антикварной ценности предметов. Гости увидят знаменитый сюжет из древнегреческой мифологии «Похищение Европы», выполненный в фарфоре (259 тысяч), фигуру орла, созданную известным скульптором-анималистом Оскаром Эриком Хезелем (112 000 тысяч), тарелку с декором, повторяющим знаменитый Андреевский сервиз, выполненный для российской императрицы Елизаветы I (77,8 тысяч), блюдо с букетом и цветами (125 тысяч), фигуру «Играющие мальчики» (55 тысяч), сахарницу с флоральным декором и ручками в виде веток (70 тысяч)...

Одним из самых красивых лотов станет бриллиантовое колье, в котором сочетается сразу несколько вариантов огранок: «радиант», «груша», «маркиз», «изумруд» и др. Общая масса 127 камней составляет более 43 карат. Самый крупный из них имеет вес 5,01 карата. Начальная цена лота на предстоящем аукционе составит 4, 334 миллиона.

Также на торги будет выставлено платиновое кольцо швейцарской компании Jacob & Co с бриллиантом огранки «принцесса» массой 4,88 карата и двумя бриллиантами фантазийной огранки общей массой 1,31 карата. Стартовая цена этого лота установлена на уровне 3,334 миллиона.

В разделе «Живопись» будут представлены картины Николая Карахана «Сумерки в горной долине» (390 тысячи), Сергея Хрусталева «Старая Москва» (223 тысячи), Анатолия Зверева «Автопортрет» (445 тысяч) и многое другое. Не меньшего внимания заслуживают офорт Пабло Пикассо (85 тысяч) и литография Жоана Миро (35 тысяч).

Самым же дорогим лотом, представленным в разделе «Нумизматика», и одним из самых интересных экспонатов рождественской выставки, станет комплект пробников Фуллертона (1799 год) — серебряные монеты достоинством в полкроны, шиллинг и 6 пенсов. Стартовая цена — 653, 352 тысячи рублей.