ЦБ решил защитить россиян от навязывания банковских услуг

Банкам придется обзавестись паспортами финансовых продуктов, в которых будут изложены условия вложения денег, а также выгоды и риски

Банк России предложил обязать банки рассказывать клиентам о преимуществах и рисках приобретения небанковских продуктов и услуг. Об этом сообщает РБК.

Согласно идее регулятора, кредитные организации должны будут иметь так называемые паспорта финансовых продуктов, или ключевые информационные документы (КИД). Они должны описывать суть финансового инструмента, условия вложения денег, риски и гарантии для клиента, а также сведения о возможных комиссиях. Прежде чем заключать договор, банк должен будет снабдить потребителя памяткой.

По словам представителя Центробанка, паспорта будут разработаны для всех финансовых продуктов и инструментов. В зависимости от степени сложности они будут разных цветов - чтобы гражданам было легче ориентироваться.

«Принятие такого закона поможет потребителям лучше понимать особенности и риски разных финансовых продуктов и инструментов, формировать правильные ожидания от тех или иных финансовых операций», — отметил представитель ЦБ.

В Банке России сообщили, что над проектом ведется активная работа, там рассчитывают на его принятие в ближайшее время. Концепцию таких паспортов регулятор представил летом и с тех пор обсуждал ее с рынком. В феврале глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила о необходимости законодательного закрепления правил продажи финансовых услуг. Она объяснила это отсутствием «большой заинтересованности рынка в установлении прозрачных продаж».

А весной правительство внесло в Государственную думу законопроект, запрещающий банкам обуславливать выдачу кредита покупкой клиентом страховки и дополнительных услуг. Документ вызвал критику участников рынка. По данным ЦБ, в январе—сентябре нынешнего года через банки было продано более половины объема страховых продуктов (51,7%). За это время банки заработали на продаже страховок 98,9 миллиарда рублей.

«Есть оценки на рынке, что утилизация некоторых небанковских продуктов составляет менее 10%. То есть из 100 человек, купивших его, 90 не пользуются им, а банк получил доход, комиссию», - отметил вице-президент Ассоциации российских банков Олег Скворцов.