
В парижском Доме инвалидов, пантеоне французской воинской славы, под звуки «Марсельезы» и траурных маршей предали земле останки последнего наполеоновского генерала. В августе 1812-го командир дивизии и личный друг императора Шарль Гюден погиб в бою за Смоленск. Он был погребен на территории местного кремля, где захоронение спустя два века отыскали археологи российско-французской экспедиции.
Могилу нашли летом 2019 года, за месяц до визита во Францию Владимира Путина. Тогда наши телеканалы освещали находку как знаковое событие. Вот под прицелами камер находку комментируют именитые археологи. Вот международные эксперты проводят генетическую экспертизу и убеждаются в подлинности останков. Вот приезжают потомки Гюдена со словами благодарности. Вот французский посол провожает во Внуково лафет с гробом...
Увы, за два с лишним года, что миновали со дня находки в Смоленском кремле, слишком многое в мире изменилось. Сегодня тон официальных каналов сменился с восторженного на отстраненный и даже скептический. Мол, мы им вернули героя, а они, неблагодарные, не оценили и не провели перезахоронение на должном высоком уровне. «Возвращение праха национального героя — событие исторического значения для Франции, — цитирую диктора «Вестей». — Но политические лидеры его проигнорировали. Генерала проводили сухо, строго по протоколу».
Хочется спросить: а где-то на похоронах поют и пляшут? И вовсе странным упреком прозвучала реплика про отсутствие на церемонии французского премьера, который из-за карантина находится на самоизоляции. Завершился репортаж диалогом с участником церемонии в мундире пехотинца наполеоновской армии. «Знаете, почему я завидую русским? — спросил «пехотинец». — Вы не стыдитесь своей истории!» А наш тележурналист немедленно подхватил: «В России не только почитают историю! Но и помогали французам искать тело Гюдена. Да и отправляли прах генерала на родину за счет российских меценатов».
Смахнуть слезу умиления и отбить земной поклон благодетелям мешает один исторический факт. В 1812 году, в день похорон Гюдена, Наполеон распорядился похоронить с почестями и русского генерала Антона Скалона. Еще в царское время в память о нем в Смоленске была установлена стела, которая благополучно пережила революцию и войны. Вот только все это время стояла она на пустом месте, поскольку останки русского генерала никто не искал.
Естественно, среди историков и археологов возникает вопрос: а что со Скалоном?
«Во время работы с французами мы узнали, что в архивных документах армии Наполеона сохранились уникальные экземпляры, — заявил порталу Smolnews.ru Игорь Ясинский, президент фонда «Примирение». — Например, схема воинских захоронений на бастионе 1812 года. Мы намерены сделать официальный запрос французской стороне, чтобы получить точное представление, где искать могилу генерала Русской императорской армии».
С запросом хорошо бы поторопиться. В наступающем году юбилейная дата: 210 лет Отечественной войне 1812 года. Если даже сведения о месте захоронения Антона Скалона станут известны, то еще необходимо будет получить разрешение на проведение археологических работ, набрать команду волонтеров. Ну и, само собой, найти, кто согласится профинансировать сложные технически и трудоемкие работы.
Хочу обратиться к тем самым меценатам, что оплатили доставку праха Гюдена в Париж. Может, давайте теперь найдем не французского, а нашего героя? Это, наверное, будет не так эффектно, зато очень патриотично...