СТАЛИН. СЛИВ

Телепремьеры не принято рецензировать на первых полосах, но здесь особый случай. Разрекламированный сериал "Сталин. Live" - настолько развесистая клюква, что становится фактом не культурной, а общественной жизни. По нему можно судить, как далеко продвинулось отечественное ТВ в деле оболванивания (или, пользуясь термином министра обороны Сергея Иванова, дебилизации) масс.

Сначала пошла кинохроника: военный аэродром, всякие там локаторы и пеленгаторы. Тяжелый американский бомбардировщик выруливает на взлетную полосу. Знакомые кадры: их показывают каждый раз, когда рассказывают о трагедии Хиросимы. И вот рука летчика нажимает на роковую кнопку, бомба стремительно падает вниз и, накрытый ядерным облаком, к чертям собачьим разлетается... московский Кремль, а с ним и весь город. Но это - всего лишь сон, приснившийся вождю народов. И интригующее начало нового сериала "Сталин. Live", который только что запустил НТВ.
Если первые кадры поразили необузданностью фантазии авторов, то следующие - глубоким проникновением в души простых людей. Там двое советских офицеров рассуждают так. Сначала один сообщает другому: "Ты слыхал про "дело врачей"? Так вот, твою тещу-кардиолога в связи с ним допросили". На что второй реагирует с непосредственностью современного пятиклассника: "Ну ты даешь, блин!" А первый начинает доходчиво объяснять: мол, у нас всю черновую работу делают Иваны, а все чистоплюи - разные там врачи, артисты да писатели - исключительно Изи, Абрамы и Мойши. А все должно быть по справедливости. Такая вот политинформация, блин...
Но это все цветочки. Дальше зрителю преподносится умопомрачительная смесь из персонажей с реальными историческими именами (Сталин, Берия, Маленков, Опенгеймер), абсолютно нелепых вымышленных событий и внутреннего монолога Отца народов, где диким образом смешаны цитаты из библии, анекдоты и банальности. Действие происходит на кунцевской даче Сталина в последние месяцы его жизни. Съемки велись в подлинных интерьерах, но даже это не избавляет от ощущения, что зрителю преподносится откровенная липа.
То, что на телевидении работает много циничных людей, - известно давно. Когда за верность служения важнейшему изо всех искусств их произведут в рыцари, то на их гербе под девизом "пипл хавает" будут изображены уши, обвешанные лапшой. Они долго старались, чтобы вывести именно тот пипл, который схавает. Например, сажали за стекло шесть молодых разнополых оболтусов и день за днем показывали их пустое времяпрепровождение в прямом эфире. И зрители смотрели эту туфту, терпеливо дожидаясь, когда наконец кто-нибудь с кем-нибудь переспит.
К чему я вспомнил этот проект многолетней давности, тысячекратно раскритикованный и уже забытый? Да к тому, что у шоу "За стеклом" и у нынешнего опуса про Сталина один автор - Григорий Любомиров. Интереснейший, между прочим, человек. Философ по образованию, чуть ли не кандидат наук, он снимал серьезные фильмы о сектах для французского телевидения, был соавтором сценариев "Кукол" в лучший их период. Потом снял "Рублевку. LIVE" и объявил это мыло новым жанром - "сериалити". И сериал-де здесь наличествует, поскольку серий много, и реалити есть - сюжет-то построен на подлинных событиях, происходящих в особняках российской элиты. Правда, несмотря на мощную рекламную кампанию, зрителям довольно быстро надоели переживания "новых русских", которые тоже плачут.
И вот новый, прости Господи, сериалити. Но здесь все уже не так однозначно. Это тебе не олигархи да проститутки. Здесь уже история. Ее факты и тайны. И реальные люди. Их за стекло просто так не определишь. Нет, я вовсе не против импровизаций на тему прошлого. В конце концов у художника есть право на художественный вымысел. Но так откровенно оглуплять и опошлять самые трагические страницы отечественной истории? Опошлять не по глупости, а по умыслу: таков, дескать, теперь "формат", не надо людям забивать голову истинным. В том-то и дело, что сюжетные повороты, исторические сенсации и внутренние монологи вождя не основаны ни на чем. Ни на дневниках, ни на свидетельствах, ни на открывшихся новых фактах. Оно, конечно, и так сойдет - для зрителей-читателей, считающих писателем N 1 России Дарью Донцову. И то, что наши мало читающие школьники будут судить об истории по этому "учебнику", можно было бы смириться. Но уже очевидно: вариациям на тему "LIVE" может подвергнуться кто и что угодно.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Эдвард РАДЗИНСКИЙ, драматург, писатель, автор книг о Сталине:
- Уже само название "Сталин. Live" настораживает и вызывает у меня отторжение. Как говорил великий Эйзенштейн: "Не ходите на то поле, где нагажено". Я отлично знаю тех людей, которые делали этот фильм: ничего, кроме корысти и желания получить какие-то дивиденды на эксплуатации интересующей всех личности, ими не движет. Такой подход всегда оборачивается большой бедой, искажаются исторические факты, девальвируются художественные ценности, идеи опошляются, и к этой теме уже не подступишься. Я бы таких "творцов" и близко к телевидению не подпускал. Так что же делать? Вводить цензуру? Но и это не выход. Мы-то знаем, сколько от нее было бед в советские времена... Так что смотрите, если хотите эту подделку, а я не буду - мне надо закончить роман о Сталине.