Картина маслом. Но не совсем та…

Эксперта Елену Баснер подозревают в том, что она дала заведомо неверное заключение о подлинности картины «В ресторане» художника Бориса Григорьева

В Петербурге набирает обороты скандал с обвинением в мошенничестве известного эксперта Елены Баснер. В этом деле есть жертва, есть обвиняемая, но нет ясности.

Блестящий эксперт, один из лучших специалистов по отечественному авангарду, — и обвиняемая в афере с продажей поддельной картины. Дочь известного композитора, написавшего песню «С чего начинается Родина», искусствовед с мировым именем — и мошенница...

Скандал с ее арестом и заключением в СИЗО взбудоражил мир художников, коллекционеров, реставраторов, аукционистов. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил: «Когда женщину гуманитарной профессии сажают в тюрьму — это плевок во всех нас». Баснер провела в СИЗО пять дней. Следствие настаивало на тюремном заключении, ведь Елена Вениаминовна большую часть времени проводит за границей, являясь консультантом шведского аукционного дома Bukowskis. Однако судья определил для кандидата искусствоведения два месяца домашнего ареста без права пользования интернетом и общения со свидетелями.

Елену Баснер подозревают в том, что пять лет назад она дала заведомо неверное заключение о подлинности картины «В ресторане» (1913 год) русского художника Бориса Григорьева. За экспертизой к ней обратился тогда некто Михаил Арансон, собиравшийся картину продавать. Получив устное подтверждение от Баснер в том, что это работа, несомненно, самого Григорьева, он вскоре нашел покупателя в лице директора петербургского издательства «Золотой век» Леонида Шумакова. А тот, в свою очередь, перепродал ее в 2009 году врачу и коллекционеру Андрею Васильеву за 250 тысяч рублей.

Спустя два года, когда Русский музей устроил ретроспективу работ Бориса Григорьева, выяснилось, что в фондах музея есть его полотно «Парижское кафе», датируемое тем же 1913 годом и практически совпадающее с покупкой Васильева. Коллекционер запросил экспертизу у музея и параллельно у специалистов московского Центра Грабаря. Ответ был один: картина «В ресторане», приписываемая Григорьеву, — фальшивая. Обнаруженный под слоем красок так называемый подложный карандашный рисунок Григорьеву не свойственен.

Васильев провел свое расследование. По его версии, оригинал картины «В ресторане» поступил в Русский музей в 1980-е в коллекции профессора Бориса Окунева. А высококачественную копию могли сделать в запаснике музея или по снятым там же подробным фотографиям.

— К нам Андрей Васильев пришел после того, как ему не удалось решить проблему мирно, — сказал «Труду» Владислав Кириллов, начальник 9-го («антикварного») отдела по борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. — Ему отказались назвать имя человека, который стоял за продажей картины. И денег не вернули. Не удалось Васильеву добиться правды и в гражданском суде, куда он подавал иск против продавца Шумакова. Там дело закрыли за истечением срока исковой давности. Летом 2012 года мы добились возбуждения уголовного дела по факту мошенничества в особо крупном размере. После проведенного многомесячного расследования появились основания для обвинения Елены Баснер.

— Владислав Петрович, а много в вашей практике случаев, когда коллекционеров обманывают таким вот образом, продавая им под видом подлинников подделки?

— Немало. Но далеко не все обманутые дают ход делу, предпочитая решать проблему частным порядком. Тем более, действующее законодательство весьма расплывчато трактует такого рода ситуации. Грань между ошибкой эксперта и умышленным обманом очень зыбкая.

— Вот и Баснер могла просто ошибиться, оценивая картину. Не допускаете этого?

— От ошибок, не спорю, никто не застрахован. Но, повторю, данный случай иной. Кстати, Русский музей не впервые фигурирует в подобных делах, он чрезмерно закрыт — это касается и доступности информации о хранящихся здесь картинах, и возможности проверить подлинность экспонатов...

Между тем в Петербурге продолжается сбор подписей под петицией в защиту доброго имени Елены Баснер (подписались уже более тысячи горожан). Коллекционер Андрей Васильев сам ужаснулся заключению эксперта под стражу, назвав эту меру «слишком жесткой». Не менее сотни человек встречало Баснер аплодисментами на выходе из казенного дома. Правда, в Русском музее сразу открестились от причастности к «григорьевской подделке», разослав в СМИ сообщение о том, что «Баснер с 2003 года в музее не работает и никогда не имела в нем статуса эксперта, тем более международного уровня, и за ее действия музей не несет никакой ответственности».

— Я согласен с теми, кто не верит в причастность Баснер к мошенничеству с картиной, — сказал «Труду» художник Дмитрий Шагин, один из отцов-основателей группы «Митьки». — Тем более, сам коллекционер Васильев признал, что свое мнение она высказала устно, никаких бумаг не подписывала.

Штрихи к портрету

Елена Вениаминовна Баснер — кандидат искусствоведения, исследователь русского авангарда начала ХХ века. Консультант шведского аукционного дома Bukowskis. В 2008 году вместе с коллегой, экспертом Андреем Курсановым, запатентовала метод, позволяющий определить, написана та или иная картина до 1945 года или позже. Метод основан на анализе изотопов, которые появились в атмосфере после ядерных взрывов. Правда, к картине «В ресторане» применить его нельзя, так как она написана темперой, там нет масляного связующего. А ее метод работает только для картин маслом.