По мотивам Данте

Российский режиссер снял фильм о Холокосте

В России состоялась премьера фильма Евгения Серова «Портной из Бруклина». Картина вышла в прокат спустя пару недель после Международного дня памяти жертв Холокоста. История Серова рассказывает о еврее, выходце из России – Авдоне Московице (Юрий Ваксман), который после освобождения из концлагеря в 1945 году эмигрировал в США. В годы Второй мировой войны герой чудом уцелел. Но вот жену и двоих младших детей потерял. Все, что у него осталось — это старший сын, которого он еще до войны отправил к дяде в Нью-Йорк.

В Америке Авдон начал заниматься портным делом. Он закрыт, необщителен, у него нет друзей, и жизнь его протекает скромно. В шкафу у портного хранится шапка узника со времен лагерей. Хлеб он до сих пор съедает до последней крошки, а входную дверь и без того редким гостям открывает через цепочку. Война осталась позади, но для него — нет.

Многие картины, посвященные ужасам войны и гонениям евреев в период Великой Отечественной войны, часто описывают происходящее в самих концлагерях. «Портной из Бруклина» — скорее рассказ о том, что становилось с жертвами Холокоста после. По словам самого режиссера, сюжет фильма строится по мотивам «Божественной комедии» Данте. Как известно, ад в произведении писателя — это строгая система. Она представляет собой девять кругов, каждый из которых отвечает за определенный грех. В данном случае речь идет именно о последнем, девятом круге. К нему Данте относит «изменников» или «предателей».

Первая часть фильма построена в основном на диалогах. Из них постепенно становится понятна история героя. Он знакомится со страховым агентом Мистером Дарком (Сергеем Пускепалисом). Страховщик задает Авдону массу вопросов и словно загоняет его в угол, 9-й круг ада. Цель — заставить портного проговорить вслух то, в чем герой боялся признаться все эти годы.

Несмотря на выбор такой серьезной темы, сразу чувствуется, что у Серова большой опыт съемок комедийного кино (в свое время он выступил режиссерам известного российского сериала «Кухня»). Страшных кадров насилия и зверского отношения к евреям зритель не увидит. Более того, режиссер отметил, что на съемках члены команды много шутили и смеялись. На сам фильм это наложило определенный отпечаток.

Привычное для военных лент ощущение внутренней скованности может настигнуть зрителя только если в самом конце, когда раскрываются подробности трагичной кончины семьи героя. Серов рассказывает историю о том, как человек испугался смерти. Он выбрал жизнь, а не умереть рядом с семьей. Герой совершает грех, становится для родных предателем.

«Он не встал у этой стены рядом со своими детьми. И ничего не сделал, кроме того, что стоял, боялся и смотрел. Он себя уговаривал всю жизнь, бросал крошки (в Иудаизме обычай бросать в воду хлебные крошки символизирует избавление от грехов — TRUD.RU). А грехи не уходили», — пояснил сам Серов.

По словам режиссера, многие люди, совершив ошибку, согрешив, пытаются надеть на себя каинову печать (печать Каина в Библии — это отличительный знак первого убийцы, Каина, который указывал на совершенное им преступление и в то же время защищал его от отмщения — TRUD.RU). Так и Авдон. За многие годы одиночества он не раз пытался себя и оправдать, и обвинить, и простить. Грехи совершаются и в мирное время, а война — это особый случай.

«И как бы человек ни уговаривал себя, как бы ни пытался на себя надеть каинову печать … Все равно придет Мистер Дарк в конце», — отметил создатель фильма.

У картины, безусловно, есть некоторые пробелы. Первое, что бросается в глаза, — это своеобразные диалоги героев. Создается впечатление, что они продуманы то ли недостаточно, то ли слишком хорошо. Это отвлекает от самого сюжета, а как следствие, у ленты теряется ритм. Сам режиссер назвал бытовую речь, которой в фильме почти нет, «мусором». Подобные сценарные решения, по его словам, свойственны все-таки больше сериалам. Может быть, такой ход стал ошибочным. Немаловажно и то, что фильм снимался в основном в павильоне. Декорации вполне реалистичные, но все-таки съемки «на натуре» дают немного другой эффект. Юмористическая атмосфера, царившая иной раз на съемочной площадке, также ощутима. Но это не многое забирает у фильма. К тому же следует помнить, что возрастной ценз у картины очень щадящий — 12+. Сам Серов прокомментировал подобное решение тем, что дети примерно в этом возрасте начинают задумываться о добре и зле. Если рассуждать в таком ключе, то даже представители самого нежного возраста смогут вынести из кинозала многое.

Если вспоминать картины, посвященные тому же Холокосту («Список Шиндлера» Стивена Спилберга, «Наступит ночь» Андре Сингера или тот же «Собибор» Константина Хабенского), то в глазах всплывают ужасающие кадры. Это, конечно, ленты культовые и во многом документальные. Серов же ставил другие цели. Его аудитория — это и юные зрители. Продолжительность ленты (75 минут) это подтверждает.

Стоит отметить, что этот фильм стал для одного из актеров, Сергея Пускепалиса, последней работой, вышедшей на экраны. Режиссер поделился интересной историей о том, как развивались события сразу после окончания съемок.

«После просмотра картины мы пошли все в кафе, пили кофе. Он (Пускепалис — TRUD.RU) много шутил. Потом вдруг серьезно спросил. «А вот интересно, придет ли мистер Дарк ко мне? Что я ему скажу и как это произойдет», — рассказал Серов и добавил, что этот разговор случился за 38 часов до трагической смерти артиста.

«Портного из Бруклина» не стоит ставить в один ряд с великими лентами о гонениях евреев в годы войны. Фильм Серова немного о другом и для других. Он о человеческой душе, о совести и о чувстве вины. Вина не дружит с обстоятельствами, она просто есть. Исторические подробности Холокоста описали в своих картинах другие мастера киноискусства. Серов охватил более широкую публику, пожертвовав документальной составляющей.

Это не помешало фильму собрать ряд наград. «Портного из Бруклина» высоко оценили на Тверском международном кинофестивале «Русское сердце». На XVI Международном кинофестивале «Золотой Феникс» лента была удостоена сразу двух наград. Три приза лента получила на Международном кинофестивале в Минске.

На фильм Евгения Серова сходить стоит. В кинотеатр можно смело брать ребенка. Плохому он там точно не научится, а «Список Шиндлера» посмотрит, когда вырастет.