ПУТИН И НАЗАРБАЕВ ДОГОВОРИЛИСЬ

До конца недели, как ожидается, президенты Путин, Назарбаев и новый туркменский руководитель Бердымухаммедов должны принять историческое решение: по газопроводу, который три страны проложат вдоль восточного берега Каспийского моря, туркменский газ, соединяясь с казахстанским, начнет поступать в Европу через российскую территорию.

Нынешний визит Владимира Путина в Казахстан - 15-й за два последних года. В переговорах руководители двух стран называли друг друга "союзниками" и "партнерами", а отношения Москвы и Астаны - "перспективными во всех областях экономики и жизни".
Однако местные аналитики напоминают о том, что в последнее время казахстанское руководство в своей экономической политике "шарахалось от Запада к Востоку". Достаточно сказать, что представители НАТО и ЕС совершили за последний год 16 визитов в Астану, а казахстанские делегации, в свою очередь, 43 раза выезжали в Западную Европу и США.
Упрекают и лично Нурсултана Назарбаева за то, что тот в сентябре прошлого года во время визита в Америку дал президенту Бушу обещание об участии Казахстана в проектах транспортировки углеводородных ресурсов в обход России. Заявление, разумеется, не могло не вызвать раздражения в Кремле.
За последние месяцы официальная Астана сделала все или почти все, чтобы снять "упреки и подозрения". Во всяком случае, президент Путин заявил, что "наши отношения развиваются по восходящей и соответствуют очень высокому уровню политического взаимодействия". Так, по итогам 2006 года товарооборот между Россией и Казахстаном увеличился на треть и впервые составил 13 миллиардов долларов. "Это не предел в наших отношениях", - нарисовал перспективу Путин.
Сейчас в Казахстане добывается около 68 миллионов тонн нефти ежегодно, из них 57 миллионов тонн идет на экспорт. По прогнозам Астаны, к 2015 году объемы нефтедобычи в республике достигнут 130-150 миллионов тонн в год. Пока же Астана экспортирует нефть по трем направлениям: в Россию по нефтепроводу Атерау - Самара, в Европу через Россию по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), далее через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы и по маршруту Атасу - Алашаньскоу в Китай. В то же время Казахстан хотел бы иметь возможность экспортировать свою нефть в Европу и через украинский трубопровод Одесса - Броды. Недавно при встрече с польским президентом Лехом Качиньским Назарбаев предложил достроить украинский трубопровод до конечного пункта в Польше - города Гданьска, пообещав заполнить трубу казахстанской нефтью.
Казалось бы, поляки и украинцы должны были обрадоваться словам Назарбаева. Однако случилось обратное. Посетивший накануне Астану Качиньский лишь огорчился: казахстанский лидер предложил привлечь к достройке трубопровода Одесса - Гданьск российские компании.
Причина такого лоббирования интересов Москвы в том, что Астана видит возможность прокачки своей нефти до Черного моря не через Азербайджан и Грузию, а по трубопроводу КТК, увеличив его мощность до 67 миллионов тонн в год. Самым же крупным акционером этого консорциума остается Россия, труба пролегает по российской земле, и, следовательно, от Москвы будет зависеть очень многое. Это не устраивает Польшу.
Во время визита обсуждался вопрос о возможности увеличения объемов транзита казахстанской нефти с 23 до 40 миллионов тонн. Назарбаев предложил увеличить объемы прокачиваемой нефти по трубопроводу Атерау - Самара с одновременным увеличением объемов транзита через нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума. Впрочем, вторая часть предложения не устраивает Москву. "Если расширить объемы транзита по КТК, то все пойдет на Босфор и Дарданеллы, а там и так существует перегруз", - пояснил "Труду" источник в российской делегации. По его словам, Россия готова обсуждать возможности расширения КТК, но только в увязке с перспективами транзита нефти по строящемуся трубопроводу Бургас - Александропулис.