Гаишная перестройка

Наши читатели пытаются понять, что дадут им перемены в работе ГИБДД, о которых так много говорят.

Рядовые водители, как ни странно, мало что знают о федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах". Кроме повышения штрафов и взяток, я никаких перемен пока не вижу. Может, плохо смотрю. Объясните в двух словах, что это за целевая программа?

А. Писарев, Минусинск

Программа начала действовать в 2006 году. Тогда была создана федеральная дирекция по управлению программой. В 2007 году закончился ее первый этап. К 2012-му смертность должна снизиться в 1,5 раза по сравнению с 2004-м, когда на дорогах погибли более 35 тысяч россиян. В ГИБДД отмечают, что количество погибших на дорогах снижается. Особенно показателен 2008 год, когда и были ужесточены наказания за нарушения ПДД. Тогда ушли из жизни в результате ДТП 29 936 человек и 270 883 были ранены - на 10,1% и 7,3% соответственно меньше, чем в 2007-м. В нынешнем также есть снижение числа жертв. Однако, как считают в ГИБДД, оно идет не за счет ужесточения штрафов, а из-за того, что на помощь инспекторам приходит электронная техника, которая помогает обнаруживать нарушителей. Именно это обстоятельство беспокоит наших читателей. Вернее, не сама техника, а то, как ей пользуются нерадивые гаишники, число которых, как отмечают водители, сильно не уменьшилось. Им даже стало легче "общипывать" автомобилистов. Приспособились.

Как с куста

Меня развели, как лоха. Еду по узкой дороге, справа сплошная линия, пересекать нельзя. Вдруг впереди - бетонный брус. Справа не объехать, беру влево, на полметра выезжаю левыми колесами на встречку. Через 50 метров - взмах жезла. Нарушение. Причем зафиксированное видеокамерой. Взяли 1000 рублей, как с куста. Без протокола, конечно. Куда темперь жаловаться?

А. Пивоваров, Ногинский район

О подобных случаях, когда гаишники подлавливают невнимательных водителей, создавая препятствия (или не убирая препятствия для проезда без нарушения ПДД, что, в принципе, одно и то же), сообщений много. К ним надо готовиться. При подъезде к явно провокационной преграде снять это место на фото или начертить схему его расположения, и желательно, чтобы ее подписали свидетели. С гаишниками разговаривать профессионально, а именно: попросить объяснить, где же вам проехать. Если не ответят, то потребовать телефон контрольно-профилактического отдела подразделения, в котором служат "полосатики". Думаю, что пыл у мздоимцев пропадет. А в вашем случае все равно надо написать жалобу в местное управление ГИБДД. Можно и по интернету. Вам обязаны дать ответ в течение 30 дней и разобраться с преградой, где берут с водителей взятки, как с куста. Ведь понятно, что вы не первый попались на удочку.

Новичок не платит

Получила права, сразу купила машинку с рук с перегонными бумажными номерами. Останавливает "гаец" и спрашивает, где знак, что за рулем новичок. Пришлось отдать 200 рублей. Просил больше и пугал, что заберет машину. Прав ли инспектор?

C. Кузнецова, Киров

Нет. Знак "Новичок за рулем" водитель получает при прохождении техосмотра. Если даже после этого он его сдерет, то никакой штраф ему не грозит - предупреждение.

Где народный контроль?

Гаишное начальство напирает на то, что без помощи самих водителей порядок на дорогах навести невозможно. Ну, я сообщаю о лихачах, которых встречаю на дороге. А есть ли у нас в стране что-то вроде официальных народных контролеров, которые бы ставили на место (помогали) гаишников?

Семен Прищепков, Вологда

В Твери по инициативе председателя комитета по безопасности Госдумы Владимира Васильева создана инициативная группа "Гражданский контроль". Она будет заниматься в том числе, как заявлено, и разбором жалоб и предложений автомобилистов.

Где проходит граница

Ехал в воскресенье около города Бронницы. Меня остановили за превышение скорости. Присмотрелся, а номера на гаишной машине московские. Имеют ли они право работать здесь?

Николай Кривомазов

Вряд ли ребята в командировке - воскресенье. Скорее всего, выехали подкалымить. Кстати, таких сообщений, когда столичные гаишники выезжают в Подмосковье и даже в другие области "поконтролировать" движение авто, много. О них надо сообщать в ГИБДД РФ. По идее, за подразделениями дорожной службы закреплены определенные территории, где они и должны работать. А такая инициатива сильно отдает желанием не помочь местным гаишникам, а подзаработать. В Москве-то это сейчас сделать труднее - служба собственной безопасности вроде начала работать слаженнее и эффективнее.

Подпиши протокол

Я отказался подписывать протокол, поскольку был не согласен с обвинением инспектора, будто я не пропустил пешехода. Но мне все равно припаяли штраф, хотя я пешехода пропустил и правил не нарушил.

Семен Лиховицкий, Москва

Протокол надо подписывать обязательно, если даже вы не согласны. Только его надо сначала прочитать очень внимательно. Потом написать все свои замечания, указать конкретно, в чем ошибается инспектор, проверить, чтобы протокол подписали понятые, которых желательно найти самому, а не доверять "милицейским", и так далее. В противном случае в суде ваш отказ от подписи под протоколом могут расценить как согласие с тем, что в нем написано.