В пространстве искусства нет места войне, национализму и политике

 Режиссер Анна Меликян представит свой фильм «Звезда» в главном конкурсе Одесского кинофестиваля

В Одессе откроется V международный кинофестиваль. Впервые – без традиционной программы «Новое российское кино». Хотя наших фильмов в программе по-прежнему немало. А в главном конкурсе Россию представит фильм «Звезда» Анны Меликян – трагикомичная история трех непохожих друг на друга персонажей – подростка, страдающего от непонимания, его высокомерной мачехи и начинающей актрисы, – снятая в реалиях современной Москвы. «Звезда» уже получила два приза на «Кинотавре»: за режиссуру и лучшую женскую роль (Северия Янушаускайте). Что ждет ее на украинском фестивале?

Накануне смотра «Труд» обратился к Анне Меликян именно с этим вопросом: с какими чувствами в сложившейся политической ситуации она будет представлять свой фильм на Одесском кинофестивале? «Мы выступаем в пространстве искусства, в котором нет места войне, национализму, политике, – ответила Анна. – Наше кино делалось дружным интернациональным составом: в главных ролях литовка, грузинка и русский мальчик, я – армянка, оператор – узбек (Алишер Хамидходжаев. – «Труд»), сценарист из Белоруссии (Андрей Мигачев. – «Труд»). Это важно, это все есть в картине и обогащает ее. Я верю в то, что искусство может менять мир: оно влияет на человека, а человек, в свою очередь, – на мир».

Фильм «Звезда» – как раз об изменениях, которые происходят с миром и человеком, правда, не всегда по его собственной воле. Главная героиня – начинающая актриса (Тина Далакишвили), не наделенная особым талантом, зато с лихвой – жаждой жизни и железной волей. К Олимпу славы она идет через тернии собственного тела, которое постоянно «совершенствует», приговаривая: «Это раньше можно было с плохой фигурой звездой стать, а сейчас, если не выглядишь, как супермодель, вообще рассчитывать не на что» – и примеряя к груди новые накладки. Обвинять ее в этом нет смысла, жажда славы и хорошей жизни окупается добротой: благодаря ей меняются и другие герои – бизнес-вумен (Северия Янушаускайте), которую бросает богатый муж, отрезая пути к большой карьере, и ее пасынок (Павел Табаков), страдающий от вечного непонимания окружающих.

Тина Далакишвили, Северия Янушаускайте, Павел Табаков – эти имена мало что говорят российскому зрителю, разве что фамилия героя напоминает о знаменитой артистической династии. Между тем, актерский состав подобрался на славу – на «Кинотавре» прозвучало немало лестных слов по поводу кастинга картины. «На самом деле кастинг-директоров было пять, – рассказала «Труду» Ання Меликян. – А актрис на главные роли я искала полтора года. Кино – такая странная штука, что ты вдруг встречаешь человека, который и не соответствует представлению о твоем герое, но понимаешь – это он! Так случилось с Тиной Далакишвили – я увидела ее в фильме Резо Гигинешвили «Любовь с акцентом» и в тот же момент написала кастинг-директору. Через несколько дней уже была в Тбилиси, где мы сняли небольшие пробы. Привезла их в Москву и сказала своей группе: «Это наша героиня». Ребята меня не поняли: Маше должно было быть под 30 лет, она некрасивая, с нескладной фигурой, при первом же взгляде на нее ясно, что это бездарная актриса, у которой нет шансов. И если возможно придумать максимальную противоположность такому образу, то это – Тина... Мы стали менять под нее сценарий. Северию Янушаускайте нашли через литовское актерское агентство. Любопытно, что в первый раз на ней не остановились – фотографии были неудачные. Но через год снова к ней вернулись, отыскали артхаусный фильм, в котором она снималась совсем юной, и пригласили на пробы. В тот же день я сказала Северии: «Ты утверждена»». Сейчас в послужном списке Северии – приз «Кинотавтра» за лучшую женскую роль.

Для Павла Табакова, сына Олега Табакова и Марины Зудиной, роль в фильме «Звезда» стала дебютом в кино. «Мне нужен был мальчик, у которого в глазах читается, что он – из успешной семьи, – говорит Анна Меликян .– Мы пересмотрели сотни претендентов: приходили первокурсники, кто откуда приехал – из разных городов, были напуганы, зажаты. А Павел Табаков поразил меня своей естественностью, в нем есть эта успешность. И это невозможно сыграть».

Фоном для злоключений героев стала Москва. Город, как и его герои, был запечатлен в стадии изменений. «Все мои картины – это здесь и сейчас, – говорит Меликян. – Когда мы приступили к съемкам, весь центр Москвы был в стройке. В картине есть документальные кадры – взъерошенные Кузнецкий мост, Столешников переулок… Все ведь помнят эту историю с заменой асфальта на брусчатку. И мои герои живут в такой же атмосфере».

Правда, злоключения не приведут к красивому хеппи-энду, да и Меликян не старалась снять красивую картину о пути к успеху в духе голливудского гуманизма. У нее получилась страшная и точная карикатура на современную московскую жизнь с ее культом селебритиз и «жен для статуса», чьи функции сводятся к присутствию на пафосных презентациях центров современного искусства и благотворительных фондов. И еще – тонкая драма о неуловимости счастья, которое всегда здесь и сейчас, а не там, где нас нет и, возможно, никогда не будет.

Анна Меликян уже получила приз за режиссуру на «Кинотавре». В рамках Одесского кинофестиваля ее картина будет соревноваться с 11 фильмами из США, Украины, Польши, Румынии, Грузии. Среди фаворитов – французская драма «Тусовщица», фильм-участник Каннского кинофестиваля, повествующий о 60-летней владелице бара, которая по-прежнему любит жизнь и мужчин. Из российских картин, которые будут показаны в параллельных программах, – «Кино про Алекссева» Михаила Сегала, «Еще один год» Оксаны Бычковой, «Книга» Виталия Манского и «Велкам хом» Ангелины Никоновой.

Вместо традиционной для всех прошлых одесских киносмотров программы «Новое российское кино» в этом году по решению устроителей пойдет программа «Путь к свободе», в рамках которой покажут «Майдан» Сергея Лозницы («Труд» писал об этой картине 22.05.2014 во время ее показа в Каннах). «Русский след» есть в жюри фестиваля. В него помимо режиссеров Петера Вебера, актера и критика Жана-Филиппа Тесе вошли израильская актриса Евгения Додина, тот же Сергей Лозница (белорус по рождению, украинец по гражданству, выпускник российского ВГИКа) и белорусская актриса и режиссер Ольга Дыховичная, много лет живущая и работающая в России. Повлияет ли это на итоги фестиваля? Или, как говорит Анна Меликян, кино – это территория вне политики и оно сможет хотя бы на время примирить народы и создать ощущение космополитизма? Посмотрим.