Блеск и нищета Клина

Фестиваль Чайковского привлек внимание к судьбе Демьянова – одного из дорогих великому композитору мест

Концертом воспитанников детских школ искусств Подмосковья – стипендиатов Губернаторской премии региона – завершился 10 июля традиционный VIII международный фестиваль П. И. Чайковского в Клину. Праздник, прошедший под художественным руководством народного артиста СССР Юрия Башмета, подтвердил, что и в нынешний непростой момент, переживаемый миром, музыка великого русского композитора продолжает согревать сердца, давать пример душевной глубины, открывать важные темы и взывать к созиданию.

По традиции, центром фестиваля, организованного администрацией Московской области, федеральным и региональным министерствами культуры, Русским концертным агентством и другими структурами, стал Музей-заповедник П. И. Чайковского в Клину. Как всегда, большинство главных событий произошло на Большой сцене парка, примыкающего к знаменитому дому, где Петр Ильич прожил последние, творчески самые насыщенные полтора года жизни. Здесь прошли представления, ставшие визитной карточкой фестивалей Башмета – музыкально-драматическая версия «Евгения Онегина», хоровая опера Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе»… Столичная «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана привезла программу «Планета Чайковский: хлеб, любовь и смерть». 1 июля здесь прозвучала и стартовая программа смотра, объединившая симфонию Чайковского «Зимние грезы» и Второй концерт его верного последователя Рахманинова в исполнении оркестра Юрия Башмета «Новая Россия» и солиста Дениса Мацуева. А для гала-концерта русской камерной музыки в интерпретации виолончелиста Олега Бугаева и пианистки Ксении Башмет организаторы отрядили живописную сцену на воде в парке у реки Сестры.

Не остался без живой музыки и мемориальный дом Чайковского – романсы Глинки, Даргомыжского, Грибоедова и самого Петра Ильича представили самобытный певец-тенор Олег Крикун и пианист Алексей Гориболь.

Как и на всех других фестивалях Юрия Башмета, программа включила образовательную часть – академию инструментального исполнительства, которую для молодых музыкантов провели педагоги Московской консерватории, Гнесинской академии, института имени Ипполитова-Иванова, Центральной музыкальной школы. Обозреватели ведущих СМИ поделились опытом с начинающими коллегами на занятиях школы молодых журналистов, пишущих о музыке.

К сожалению, только малую часть событий фестиваля автору этой заметки удалось посетить лично. Но атмосферой праздника они меня, бесспорно, увлекли. Имею в виду программу на Большой сцене, где знаменитая Хибла Герзмава выступила не в привычном оперном репертуаре, а с эстрадными обработками классики XIX века и с песенными хитами ХХ столетия. Причем и каватину Розины Россини, и «Сольвейг» Грига, и мелодии Дунаевского, Соловьева-Седого, Пахмутовой примадонна спела с задушевностью, далекой от формальной академичности, но в полную силу своего оперного вокала – разве что джаз-бэнд Сергея Макеева не всегда обеспечивал звезде достаточно надежную поддержку.

Еще более яркое впечатление произвел впервые за все восемь лет фестиваля прошедший гала «Чайковский Night». Во-первых, восхитил сам уровень его программы – достаточно привести в пример игру Дмитрия Маслеева или Вадима Репина во фрагментах из Первого фортепианного и Скрипичного концертов. Или преподнесение Ильдаром Абдразаковым оперных жемчужин композитора. Или танец Светланы Захаровой и Артемия Белякова, спроецировавший на музыку Чайковского образы «Анны Карениной» Толстого, какими их увидел легендарный хореограф Джон Ноймайер…

Светлана Захарова, Артемий Беляков и другие участники концерта выступали на фоне руин Демьянова. Живописно – но вообще-то памятник надо спасать

Во-вторых, поразила меткость и эмоциональная сила жизненных наблюдений Петра Ильича, которые тоже периодически звучали со сцены, как бы комментируя программу. Ну хотя бы вот это, из письма композитора к его поклоннице и единомышленнице Надежде фон Мекк:

«Сегодня мы приехали во Флоренцию. Милый и симпатичный город!.. Но как бы я ни наслаждался Италией, какое бы благотворное влияние ни оказывала она на меня теперь, а все-таки я остаюсь и навеки останусь верен России… Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи…».

Отдадим должное тактичности Юрия Башмета. Он мог бы завершить праздничную программу самой солнечной музыкой, которой довольно в творчестве Чайковского. Но Юрий Абрамович кончил концерт трагическим финалом Шестой симфонии, который поразительно, притом без малейшего пафоса ложится на сегодняшнюю тревожную ситуацию в мире.

Ну и последнее, что замечу в связи с программой «Чайковский Night»: она впервые включила в орбиту фестиваля Демьяново – сегодня часть Клина, а когда-то это была дача адвоката Владимира Танеева, брата композитора Сергея Танеева (ученика и друга Чайковского), привлекавшая культурную элиту того времени – ученого Тимирязева, композитора Скрябина, художника Аполлинария Васнецова, поэта Андрея Белого и, конечно, самого Петра Ильича. Парк усадьбы, где, кстати, похоронены братья Чайковского Модест и Ипполит, похоже, еще как-то обихаживается, но вот от вида дома сердце сжалось. Ну ладно – дух дореволюционной дачной жизни отсюда ушел навсегда, но ведь можно было бы сохранить в порядке хотя бы стены! Однако на протяжении сотни послереволюционных лет за этим зданием, в отличие от знаменитого на весь мир мемориального дома, никто толком не следил, и сейчас к этому грандиозному остову без крыши, более похожему на средневековые руины, опасно подходить – может прибить шальным кирпичом.

Думаю, фестиваль сделал доброе дело, устроив один из главных своих концертов на фоне демьяновских развалин. Их теперь увидели не только те десять тысяч человек, что пришли на усадебную поляну, но и обширная аудитория телеканала «Культура», снимавшего программу. После этого восстановить еще одно дорогое для Чайковского место – прямой долг и министерства культуры страны, и подмосковных властей, и всей России.