По закону нельзя, но очень хочется

Введение штрафов за превышение средней скорости как повод залезть в карманы

Минтранс подготовил поправки в Правила дорожного движения и готовит изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые позволят ввести штрафы за нарушение средней скорости движения. Это давняя история, напрямую связанная с неистребимым желанием властей залезть в карман гражданину даже в нарушение Основного закона. Штраф за среднюю скорость — беспроигрышный вариант: нет конкретного места и времени совершения нарушения, а у водителя нет возможности проконтролировать эту среднюю скорость. То есть обжаловать в суде штраф вы не сможете, даже если уверены, что не превышали и мгновенную, и среднюю скорость.

Именно потому, что штрафы за среднюю скорость, тем более в России, — это юридический нонсенс, они были отменены ГИБДД после введения в 2020 году. Тогда свое веское слово сказал Верховный суд РФ, признавший штрафы незаконными. Преступление не может быть совершено кое-где и в кое-какое время. Это основа основ законодательства.

Но попытки вернуться к той идее со стороны властей, подпитываемые производителями и эксплуатантами камер видеофиксации (в регионах немалая их доля принадлежит частникам), предпринимались не единожды. И всегда мотивировки сводятся к трогательной заботе о безопасности движения и чуть ли не к просьбам о введении штрафов со стороны трудящихся. На самом деле на дорогах давно творится сущее безобразие, рожденное стараниями властей. За контролем скорости они забыли о необходимости соблюдения других важнейших пунктов ПДД. Водители не соблюдают рядность, вовсю используют за рулем телефоны, едят. Фиксировать такие нарушения видеокамерами значительно труднее, а патрули ГИБДД давно этим не занимаются. В результате страшные, необъяснимые с точки зрения здравого смысла аварии, снижение пропускной способности трасс.

Так что безопасность на дорогах — далеко не главная цель нововведений, речь о банальном пополнении бюджетов, карманов чиновников и аффилированных с ними коммерсантов. По сути, под маркой «средней скорости» предлагается еще один дорожный налог. И если раньше такие попытки наталкивались на здравый смысл некоторых депутатов Госдумы, таких как бывший зампредседателя комитета ГД по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков, то теперь в Госдуме царит полное единодушие в стиле советского «одобрямс». Против введения штрафов за превышение средней скорости осторожно выступила только ГИБДД: дескать, это понятие законодательно не урегулировано. Но, похоже, есть и другие серьезные причины.

За 2022 год ГИБДД выписала рекордное число штрафов за нарушения — более 200 млн на общую сумму 137 млрд рублей. И 95% из них — за превышение скорости, потому что ничего другого контролировать не научились. Более трети нарушений приходится на Москву и Подмосковье, где теперь все утыкано камерами. При этом растет число неплательщиков штрафов. За 2021 год их стало больше на 10%, в 2022-м — на 13%. По данным Федеральной службы судебных приставов, в первой половине 2021 года у приставов находилось 21,7 млн исполнительных производств о взыскании автомобильных штрафов на сумму 18,3 млрд рублей.

Это уже попахивает массовым законодательным нигилизмом. Дальше такая статистика не публиковалась по понятным причинам. Народ просто перестает оплачивать штрафы. Людей не останавливает даже запрет регистрационных действий, накладываемый на их автомобили. Возник отдельный рынок таких машин с долгами. Раньше над должником висела и угроза запрета выезда за рубеж — сейчас это также стало неактуально...

Да и зачем, собственно, следовать букве закона, если его принципиально игнорируют государственные ведомства? Например, Московская административная дорожная инспекция. Эта структура упорно использует так называемый комплекс фиксации правонарушений «Помощник Москвы» (ПАК ПМ), который считает автоматическим. На поверку это обычное приложение к смартфону, которое в руках не разбирающихся в Правилах дорожного движения обычных прохожих становится карающим мечом. МАДИ использует «добровольных помощников» для обирания граждан. А правительство Москвы еще и премирует их бонусами в виде бесплатного проезда. Таким образом в это беззаконие вовлекается все больше обывателей. Делается это сознательно, несмотря на то что Верховный суд неоднократно признавал, что ПАК ПМ не может считаться автоматическим средством фиксации нарушений, а действия МАДИ незаконны.

Такой же вердикт вынес суд и в моем случае. Но на обжалование незаконного постановления МАДИ ушел год хождения по судебным инстанциям, потраченные время, нервы, кучи бумаг. В МАДИ не могут не знать, что действуют незаконно, но их это не волнует. С тех, кто ходит по судам в попытках оправдаться и восстановить законность, они взыскивают штрафы любыми средствами — через мировых судей, службу судебных приставов. Цель одна — получить навар.

В моем случае, вынося постановление, МАДИ нарушила все три условия, которые предъявляет закон: использован пресловутый ПАК ПМ, с ошибками указан адрес совершения «правонарушения», отсутствует знак «Остановка запрещена», за нарушение требований которого наложен штраф в 3000 рублей. Но МАДИ наплевать на суды, на людей, на обстоятельства. Их не останавливает даже то, что штраф обжалуется в судебных инстанциях, — они продолжают выбивать деньги из гражданина. Эта не вполне прозрачная структура ставит себя выше судебной власти.

И здесь проявляется глубинная философия нашей жизни: закон не для всех писан, острие его направлено на обычного гражданина, а не на чиновника. Инициатива Минтранса по введению штрафов за превышение средней скорости — из того же ряда. Как ни придавай ей видимость законности, сути это не изменит. Такое ощущение, что в последнее время законодательные потуги в большинстве своем направлены на поиск повода содрать с гражданина деньги, а заодно напомнить ему, что он никто и звать его никак и все права, включая конституционные, его не касаются.

Возьмите явно запоздалое предложение МВД ввести уголовную ответственность для лиц, банковские карты которых используют мошенники для увода средств облапошенных ими граждан. По официальным данным, в текущем году уже произошло около 8 млн попыток телефонных мошенничеств. Который год в стране при попустительстве властей реализуется грандиозная афера, в результате которой воруются сотни миллиардов рублей у вполне законопослушных россиян. И только теперь МВД предложило наказывать пособников. А почему? Не потому ли, что эти мошенники добрались до госструктур, устроив массовые поджоги военкоматов?

То есть, пока армия жуликов обдирала граждан, это никого особо не волновало, но стоило задеть власть, как мы увидели маски-шоу и грозные окрики сверху. А об уголовной ответственности провайдеров связи, которые предоставляют мошенникам услуги, речи пока не идет.