Петр Рыков: Бог миловал – пророческие сны мне не снятся

Популярный актер сыграл человека с уникальным, но опасным даром

На телеканале «Россия» завершается премьерный показ остросюжетного детектива «Ловец снов». Ресторатор Никита Тарасов видит во сне убийства, которые происходят на самом деле. Штука в том, что совершаются они не до, а после этих снов. И повторяют их в таких подробностях, что герою тяжело доказать свою непричастность к преступлениям. А тут еще возникает его симпатия к женщине-следователю... Исполнитель главной роли Петр Рыков рассказал «Труду» о том, как он сам относится к подобным парадоксальным сюжетам, сколь важной видится ему роль женщины в сегодняшнем мире, какую науку посчастливилось перенять у знаменитого актера и педагога Игоря Ясуловича и какого героя своих любимых писателей Стругацких Петр хотел бы сыграть.

— В «Ловце снов» вашему герою снятся пророческие сны. А с вами случалось подобное?

— Нет, Бог миловал, пророческие сны мне не снятся. Хотя не исключаю, что есть люди, обладающие такой способностью. Это ведь не противоречит общеизвестному факту, что сновидения — рефлексия, в процессе которой наши собственные переживания обретают самые причудливые формы.

— А что вы вообще думаете о месте мистики в нашей жизни?

— Готов поверить в любую теорию — в зависимости от ее красоты, стройности и, простите, от ноги, с которой сегодня встал. Хотя, повторю, лично со мной ничего сверхъестественного в жизни не случалось. И «Ловец снов» привлек меня не столько мистическим фоном, сколько теми изменениями, которые в течение сериала происходят с моим героем. В начале повествования он вполне обычный успешный человек, а потом вдруг все переворачивается с ног на голову. Временами из-за странных снов ему кажется, что он сошел с ума. На самом же деле его взгляд на окружающий мир становится пристальнее, глубже. Можно сказать, он в каком-то смысле перерождается...

Такие трансформации в человеке мне нравится играть, тем более в моем любимом детективном жанре. Благодарен режиссеру Ивану Шурховецкому, старавшемуся избегать излишней мелодраматичности, которой сейчас грешат многие картины. Хотя и лирические моменты в нашем фильме есть, и они звучат, считаю, тонко и нежно.

— Следователь в фильме — представительница прекрасного пола, и это уже никого не удивляет. Но вы как-то сказали, что сейчас вообще наступило время женщин. А вот такое не каждый мужчина отважится признать.

— Не считаю свои слова преувеличением или дежурным комплиментом. К женщинам я действительно отношусь не только с глубоким уважением, но и с надеждой. Если мужчины-лидеры не могут предложить миру ничего, кроме своих амбиций в борьбе за власть, то, возможно, женщины на высоких постах смогут изменить мир к лучшему? Привнести в него больше дружелюбия и ответственности за завтрашний день. Мужчины-политики всячески демонстрируют непреклонность, готовность идти до конца в игре, где ставки слишком высоки, а на стороне женщин — мягкая мудрость и материнские инстинкты. Вот и думайте, что важнее.

— И какими конкретно женщинами-лидерами вы восхищаетесь?

— Если брать близкую мне профессиональную среду, то назову женщин-режиссеров. Например, Оксану Байрак — с ней очень интересно было работать над сериалом «Ничто не случается дважды». Большое впечатление на меня произвела и Надежда Михалкова, у которой я снимался в фильме «Проигранное место».

Петр, как и его персонаж, относится к женщинам с уважением и надеждой (с партнершами по фильму Ольгой Кабо и Кристиной Корбут)

— В «Ловце снов» ваш герой — ресторатор. Вы бы могли им стать?

— Управленцем, тем более в таком непростом бизнесе? Нет, вряд ли, это не мое.

— Но в рестораны-то ходите?

— Все зависит от настроения, иногда лучше побыть в одиночестве. А еще в каких-то городах хочется посидеть в кафе и ресторане, в каких-то совсем не тянет. В моем любимом Петербурге я частенько провожу свободное время вне дома. Хотя сейчас живу в Москве, она больше подходит для работы. А еду люблю очень простую, как в детстве, когда бабушка с дедушкой кормили меня куриным бульоном и котлетами с пюре.

— В молодости вы четыре года проработали моделью за рубежом, рекламировали известные бренды одежды. Сказать по правде, плохо представляю вас поедающим при этом котлеты с картошкой...

— Как раз тогда я диетой особо не заморачивался, но с возрастом, говорят, обменные процессы замедляются. И потом, за границей еда не такая калорийная, как у нас. Знаете, в одном из сериалов, где я снимался, актеров консультировал разведчик Андрей Олегович Безруков, который долго жил за рубежом. И мы с ним сошлись в том, что у нас и в других странах люди даже пахнут по-разному, поскольку едят разное.

— Мне показалось, вы не очень любите говорить о своей модельной жизни?

— Честно говоря, не понимаю, почему меня об этом продолжают спрашивать. Да, я замечательно провел молодость, дай бог каждому. Работа на подиуме позволяла путешествовать и жить довольно беззаботно. К тому же модельеры — народ образованный и приветливый, с ними легко. Но с тех пор прошло 15 лет, у меня давно другая интересная профессия — зачем все время вспоминать о пройденном этапе?

— Хорошо, вернемся к этапу нынешнему. Какие фильмы стали поворотными в вашей карьере?

— Ощущение, что меня заметили в киномире, пришло после роли Сергея Васильевича Салтыкова, первого фаворита Екатерины II, сыгранного мной в сериале «Кровавая барыня» 2018 года. Стало поступать больше предложений сниматься. Добавил очков сериал «Женский доктор», где у меня главная роль врача-ординатора родильного дома. А еще среди самых интересных для себя работ помимо «Ловца снов» назову сериал «Подсудимый». У меня не так уж много отрицательных героев, а тут сразу маньяк!

Мужской мир, в котором живут Никита Тарасов и другие персонажи Рыкова, жЁсток, а порой жестОк

— Легко ли было выходить из этого образа?

— Нашел я себя в нем на удивление быстро, работал радостно, с задором, хотя тема мрачноватая. Но надо понимать, что это лишь игра. В актерстве не должно быть никакого шаманства, так меня учил мой педагог Игорь Ясулович. Игорь Николаевич всегда нравился мне как драматический артист, а когда посчастливилось попасть к нему на курс, оказалось, что он и прекрасный преподаватель. Самое главное, утверждал он — быть честным по отношению к профессии и к самому себе. Иногда это трудновато, но нужно постараться. Этот совет учителя всегда держит меня на плаву. Еще Ясулович говорил, что вокруг актерского ремесла не нужно создавать никакой мифологии, это такая же профессия, как остальные, где все в конечном итоге решает мастерство.

— Можете назвать самую сложную работу в кино или театре?

— Я быстро забываю трудности, помню только приятное. Скажу одно: все работы, за которые брался, я доводил до конца, и ни за одну мне не стыдно. Знаю, некоторые коллеги любят рассказывать: вот, роль долго не шла, а потом ка-ак пошла... Со мной ничего подобного не случалось. По поводу тяжести физической — тоже нечего сказать, я ведь не в шахте работаю. Трюки в фильмах обычно выполняют каскадеры, и по крайней мере от меня не требовали в этом плане ничего сверхъестественного.

— Знаю, вы поклонник творчества братьев Стругацких. Какое их произведение любите больше всего?

— Каждое из них перечитываю с удовольствием, мне нравится погружаться в их миры. Но вот чтобы про какую-то их экранизацию сказать, что она моя любимая... «Сталкер» Андрея Тарковского мне нравится, но все-таки он очень отличается от повести «Пикник на обочине», на основе которой создавался его сценарий.

— А кого из героев Стругацких вы бы хотели сыграть?

— Алексея Быкова из цикла «Мир Полудня», у нас с ним совпадает фактура. Да много кого еще — практически все герои Стругацких совершают значимые поступки, а для актера при создании образа это очень важно. Но режиссеры, которые берутся за экранизации Стругацких, зачастую «интересничают», переписывая все на свой лад. А мне кажется, нужно снимать максимально близко к содержанию книги. Знаю, что любит Стругацких и хотел бы поработать с их произведениями в кино Ким Дружинин. Искренне желаю, чтобы его замысел осуществился.

— Одно время вы работали в Театре имени Пушкина, а потом покинули труппу. Жалеете об этом?

— Нет, мне больше нравится съемочная площадка. Хотя я с удовольствием откликаюсь на предложения Евгения Александровича Писарева, худрука Пушкинского, и сейчас играю в двух его спектаклях. Правда, в других театрах: герцога Бекингемского в «Кинастоне» в «Табакерке» и Эрнста Людвига в «Кабаре» в Театре Наций. Не очень люблю мюзиклы, но у Писарева они перестают быть «легким жанром», он очень скрупулезен при разборе с актерами драматической часть роли.

— При такой загрузке хватает ли времени на хобби? Знаю, среди ваших увлечений — работа по дереву и даже вязание. А что именно вяжете?

— Салфетки, которые, бывает, потом раздариваю. Правда, сейчас на подобные занятия абсолютно нет времени, но это не огорчает, потому что у меня много работы в кино, которую я очень люблю.

— Во время нашего разговора из трубки раздавалось громкое мяуканье. Это правда кошка или вы готовитесь к экранизации «Кошкиного дома»?

— Это правда кошка, Гертруда, она прекрасная и добрая, но иногда становится тревожной. Сильно тоскует, когда я уезжаю на съемки. Вот и сейчас хочет внимания — мол, клади телефон, сажай меня на колени, гладь, показывай, что соскучился.

Петр и его кошка Гертруда сильно скучают друг по другу, когда актер уезжает на съемки. Фото из личного архива

— Наверное, немало девушек были бы рады вместе с Гертрудой ждать вас со съемок?

— Пока еще я не встретил ту единственную, с кем был бы готов жить под одной крышей и воспитывать детей. Формулировка «найти себе жену» мне категорически не нравится, это ведь не микроволновка и не домработница. Просто жду, когда произойдет событие, которое перевернет мою жизнь.

— Никита Тарасов в «Ловце снов» — миллионер. Если бы на вас свалились большие деньги, какую мечту вы бы исполнили?

— Что значит «свалились»? Мой герой свои деньги зарабатывал, а не ловил случайную удачу, и сам я такой же — полагаюсь на работу, а не на везенье. Главная же моя мечта уже сбылась — я нашел в жизни призвание и потому вполне счастлив.