СМОТРЮ, НО НЕ ВИЖУ

Ананд Такер в фильме "Когда ты в последний раз видел своего отца?", поставленном по автобиографической книге Блейка Моррисона, вновь пытается доказать, что проблема отношений отца и сына трудноразрешима, пока кто-то из них жив.

"Папа, смотри, я взрослый. Папа, у меня замечательная жена и дети. Папа, я получил литературную премию. Меня есть за что любить. Меня есть за что уважать, папа, ну папа же!" - видимо, такой могла быть речь писателя Блейка Моррисона (Колин Ферт) на вручении премии, но он ограничивается легчайшей шуткой в адрес отца: мол, тот, конечно, происходящего не одобрит. А что тут одобрять-то: приз пластиковый, профессия малопонятная, и лучше бы сын пошел в отца и стал врачом.
В отличие от героя фильма "Светлячки в саду", размышляющего, как бы пожестче отомстить отцу с помощью покорных букв, Блейк Моррисон ограничивается парой определений - "мелкий, подленький", хотя они совершенно не подходят хирургу Артуру Моррисону (чудесный Джим Бродбент) - весельчаку, бонвивану, сангвинику, который если и называл сына-подростка "тупицей", то совсем не со зла. Но Блейк старательно расковыривает прошлое, вспоминая, как промок насквозь во время затеянной отцом ночевки в палатке, как в детстве упал с дерева и расцарапал руку, а отец в это время кокетничал в машине с веселой тетушкой Бити, как прятался под кроватью в комнате юной домоправительницы - ведь наверняка она делила постель и с его отцом, иначе быть не могло.
Все эти воспоминания служат фоном для иного события: у Артура Моррисона рак, надежды нет. По сути, исполняется подростковая мечта Блейка, в которой он сам боялся себе признаться: скоро уже не надо будет конкурировать с вечным победителем - отцом. Блейку хочется выбросить из головы навязчиво всплывающие другие воспоминания - об отцовской любви. И почти весь фильм он пребывает в роли подавленного подростка. Сказав: "Всю жизнь избегаешь общения с человеком, а потом поздно", - он спустя время пожалеет, что не пошел на вскрытие: "Интересно, как бы я отреагировал на то, как его режут".
Основная заслуга в этом фильме принадлежит актерам: отчасти Колину Ферту, отчасти играющей мать Джулиан Стивенсон и в большей степени Джиму Бродбенту, которому не раз приходилось играть самых разнообразных отцов, в основном добрых - у него внешность к этому располагает. Режиссер Ананд Такер сделал не так уж много, положившись на то, что его спасет хороший кастинг и очередной вариант неувядающей темы. По крайней мере часть взрослых мальчиков после фильма, наверное, все-таки заставит себя набрать отцовский номер, чтобы кротко выслушать, что они выбрали не ту профессию, не ту жену и вообще как-то не особенно удались, повесить трубку, выдохнуть и решить, что для налаживания отношений с отцом они сделали все, что могли.