Иначемыслящие

Группа «ДДТ» показала в «Олимпийском» свою новую концертную программу под названием «Иначе»

Корреспондент «Труда» убедился в том, что это представление — нечто большее, чем просто песни из нового альбома.

Это был первый стадионный концерт «ДДТ» в столице за целых шесть лет. Нового альбома тоже пришлось ждать немало, даже если отсчитывать от полуакустической «шансонной» «Прекрасной любви». Зато наконец выпущенная этой осенью пластинка дала богатую пищу для размышлений — двойной альбом, 28 треков и почти два часа общего звучания.

За последнее время в составе группы произошли заметные изменения. Ее покинули барабанщик Игорь Доценко, проигравший в «ДДТ» 24 года, саксофонист Михаил Чернов (22 года в группе) и басист Павел Борисов, состоявший в команде с 1998-го. Доценко теперь играет в «Чиж и Ко», а «Дядя Миша» Чернов мотивировал свой уход тем, что не видит и не слышит себя в новом электронном звучании группы. При том, что электроники на новом альбоме гораздо меньше, чем на «Пропавшем без вести» (2005).

В музыкальном плане новая программа представляет собой последовательное воспроизведение всех песен с недавно вышедшего альбома «Иначе» (без «P. S. «). Песни и сами по себе неплохи, но видеоряд усилил впечатление, даже помог их расслышать.

Поначалу были опасения, что концерт будет излишне мрачным: угрожающий индустриальный гул и видеоэкскурсия по какому-то мерзлому подвалу во вступительной композиции не предвещали ничего радостного. Но яркая видеопроекция к первой песне — «Родившимся этой ночью», — которая могла бы посоперничать с роликами Ману Чао, приятно удивила. Причем экраном на этом концерте был не традиционный задник, а все пространство за широкой «олимпийской» сценой.

Во второй песне («Солнечный свет», в которой Юрий Юлианович практически читает рэп) на экране возник главный герой последовательной видеоистории — некий молодой человек, возможно, задуманный создателями как «герой нашего времени». В течение программы он попадал в различные ситуации: кувыркался в пестром мире общества потребления, мрачно курсировал по улицам в компании «городских волков», блаженно курил и пил водку в космосе среди бытового мусора.

Пересказывать все происходившее на экране не имеет смысла, а песни можно послушать на альбоме — группа воспроизвела его в точности, но с концертной мощью и приличным звуком. Но можно с уверенностью утверждать, что новая программа «ДДТ» — это представление, которое стоит посмотреть. Это действительно «иначе» — в том смысле, что не похоже на прежние концерты «ДДТ», да и в русском роке удачных концептуальных экспериментов подобного масштаба еще не было. Хотя вот альбом с таким же названием был у группы «Бигуди».

Завершив полуторачасовое шоу, Шевчук поинтересовался у зала, было ли слышно слова, произнес благодарственную речь, а затем еще час пел «народные» песни «ДДТ» — и «Последнюю осень», и «Что такое осень», и «Родину» с «Это всё» в финале. За последние годы Шевчук неоднократно проявил себя и в политике — и в «Марше несогласных», и на встрече деятелей культуры с Путиным, да и в том же самом «Олимпийском» на церемонии «Чартовой дюжины» полтора года назад он выступил в этом смысле очень ярко. Понимая, что от него и в этот раз ждут каких-то слов, Шевчук, остановив «Что такое осень», рассказал, что днем раньше его друг посоветовал ему не говорить ничего о политике на концерте, и Шевчук вроде бы с этим согласился: «Наша политика — это наши песни». Но потом еще раз остановил ту же песню и поведал, что не может все-таки не сказать что-нибудь. Однако реплика получилась скорее философской, нежели политической: «Кто из зала может выйти на сцену и сказать, что же будет с нами? Этого не знают ни вы, ни я, ни даже Путин!» Что ж, с этим не поспорить.