Ложка дегтя на ярмарке

Судя по всему, у москвичей такая сладкая жизнь, что они даже мед не хотят покупать

В столичном музее-заповеднике «Коломенское» закрылась традиционная медовая ярмарка. На две недели ее продлевали, но распродать весь товар не удалось. Вовсе не потому, что мед невкусный или пчеловоды пытались нажиться на покупателях.

Познакомился на ярмарке с алтайским пчеловодом Сергеем. Он держит полсотни ульев в деревне под Белокурихой. Места заповедные, и мед для настоящих ценителей — горный, с донником и луговой, дягилевый и липовый. Позади прилавка — десятка полтора бочонков и бидонов с разноцветным медом. Но из длинного перечня только гречишный дешевле тысячи рублей за килограмм, остальные — от 1300 рублей и выше. Спрашиваю: не слишком ли много заломил?

«А что вы хотите? — в свою очередь, пожимает плечами Сергей. — С 2010 года мы с женой приезжаем сюда на ярмарку, так за это время жизнь в столице раза в два подорожала — транспорт, еда, съемная квартира. И это еще цветочки. Знаете, сколько я за право торговать на ярмарке заплатил? 500 тысяч за два с половиной месяца, и потом еще отдал 80 тысяч за две недели «продленки».

Слушаю и не могу поверить. Узкий прилавок, пара стеллажей, вся площадь торговой точки — от силы 6-7 «квадратов». Павильон парусиновый, защищает только от дождя. За что тут вообще платить почти 200 тысяч в месяц?

Ладно, считаем дальше. Торговля шла ни шатко ни валко, и за месяц семья алтайских пчеловодов продавала по 700-800 кг меда. Перемножим на цену и получим немногим больше миллиона рублей выручки. Выходит, в этой сумме как минимум 15% приходится на аренду торгового места. И все до копейки — из карманов покупателей. Если бы не эти накладные расходы, то для нас килограмм меда обходился бы на 150-200 руб-лей дешевле. Согласитесь, что деньги немаленькие.

Как тут не вспомнить, что все именно так и обстояло в начале нулевых, когда с подачи бывшего мэра открывались первые ярмарки. Юрий Лужков, большой любитель меда, к делу подошел с размахом. Вышло специальное распоряжение, чиновникам было предписано оказывать пчеловодам всяческое содействие. Под ярмарку отвели столичный Манеж, торговые павильоны оформляли за счет бюджета, для пчеловодов подвозили даже горячее питание...

Но, как известно, о вкусах не спорят. Новые столичные власти, мягко говоря, вкус меда не оценили. Какие там ульи с сотами, если настало время ударно трудиться на ниве благоустройства. То самое лужковское распоряжение вскорости отменили, избавив чиновников от многих хлопот, а ярмарку перенесли в Коломенское.

Там территорией распоряжается МГОМЗ — Московский государственный объединенный музей-заповедник. Судя по названию, учреждение бюджетное, но в наши времена никому коммерцией заниматься не возбраняется. Достаточно заглянуть на сайт МГОМЗ, чтобы оценить ширину охвата — издание буклетов, организация туристических маршрутов, концертов и прочих мероприятий. Ну а почему с пчеловодов не взять, если они оказались на этой территории? Тут ничего личного — просто бизнес.

Не поленился заглянуть на барнаульские торговые сайты, где пчеловоды выставляют на продажу все тот же алтайский мед. Килограмм горного предлагается по 320 рублей, таежный — по 300, гречишный — по 150 рублей. То есть раз в пять дешевле, чем на столичной ярмарке. Почувствуйте разницу.