Кто прячется в деталях?

Считается, что федеральное ТВ чутко реагирует на политическую конъюнктуру. Но это мнение справедливо лишь отчасти

Считается, что федеральное ТВ чутко реагирует на политическую конъюнктуру. Стоит только одной из башен Кремля бровью повести, как государственные каналы тут же меняют информационную составляющую. Но это мнение справедливо отчасти и действует по отношению лишь к ток-шоу. Да, там ведущие и эксперты научились виртуозно переобуваться в воздухе, меняя свои убеждения на противоположные чуть ли не в рамках одного выпуска. Что же касается наполнения эфира в целом, случаются такие штуки, что у либералов возникает когнитивный диссонанс, а простые зрители недоумевают.

В минувшие выходные на «Первом» показали очередной КВН. Все было, как обычно в последние годы — местами забавно, но в целом скучно и при минимальном количестве острот на актуальные темы. На сей раз слегка лягнули параллельный импорт. Да и зачем стараться? Недавно высмеяли лютую ненависть одного из наших ведущих пропагандистов к городу Екатеринбургу, сорвав шквал аплодисментов, так этот кусок потом зарезали. Отсутствие злободневного и качественного юмора веселые и находчивые пытаются компенсировать актерской игрой. Но ее уровень в состоянии вызвать лишь снисходительную усмешку. Такую, как у Михаила Галустяна, ведущего игру вместо Маслякова.

Но была в этом шоу одна яркая краска... Точнее, не краска — жирные мазки, выделяющиеся на общем сером фоне. Перед всеми членами жюри стояли здоровенные желтые щиты с логотипом известного банка, носящего имя своего создателя. И все бы ничего, но буквально за пару дней до эфира Владимир Соловьев разразился в своей авторской программе таким спичем: «Я всегда знал, что Олег — мерзавец. Так сложилось, что я с ним несколько раз пересекался: и в лихие 90-е, когда он из себя что-то корежил, и потом, когда критиковал его за омерзительную рекламу, а он какие-то претензии выдвигал. Хамоватый кемеровский недобандит, несерьезный человек, фуфлыжник».

Речь, понятно, шла именно о человеке, чья фамилия в слегка «облагороженном» виде и фигурировала в логотипах. Гнев Владимира Рудольфовича, всецело разделенный его коллегами на разных кнопках «ящика», понять можно: давно живущий за границей Тиньков накануне публично заявил об отказе от российского гражданства. Непонятно, правда, что подразумевал Соловьев, называя отказника «фуфлыжником». Так в криминальной среде именуют человека, не отдающего карточный долг. Ладно, ему виднее. Немногим ранее Тинькову досталось также за то, что тот в упомянутой рекламе использовал образы лесбиянок.

Бедный наш зритель! Он привык верить главному пропагандисту страны. Раз тот сказал, что банкиру не место в общественном пространстве, значит, так оно и есть. Но и телевизору в целом он тоже привык верить. И как тут быть?

Понятно, что означенный банк — партнер КВН, о чем в ходе игры неоднократно сообщается. Известно, что это финансовое учреждение спорит за право оставить себе имя, отмежевавшись от отца-основателя. А тот хочет его отобрать. Или наоборот. Но нашему доброму народу на это наплевать. Он, видимо, размышляет примерно так: кредитная контора, поди, отбашляла большую сумму. Кому конкретно — каналу, производителю — неважно. Но снимешь шоу с эфира — выплатишь гигантский штраф. Несмотря на все уважительные причины. Впрочем, возможно, дело обстоит совсем не так. Но зритель же любит конспирологические версии строить, не так ли?

На том же «Первом» по воскресеньям начала выходить программа «Мечталлион», представляющая собой розыгрыш лотерейных билетов в прямом эфире. Мы такие называем «лохотронами». В хорошем смысле. Но каким-то неведомым образом аудитория сразу увязала это шоу еще с одним опальным товарищем. Почему? Потому что рулит здесь всем Хрусталев, экс-соведущий «Вечернего Урганта»? Но ведь Дмитрий и сам по себе опытный шоумен. Или причина в том, что в «Мечталлионе» не только определяют счастливчиков, но и развлекают публику разговорами со звездами, как в «ВУ»? А не в том ли дело, что в качестве места действия нового проекта задействовали ту же студию? И как было не предположить, особенно с учетом того, что команду, работавшую над «Вечерним Ургантом», сохранили, что и сам Иван вскоре появится на экране? Зрители даже выдвинули версию: возвращение блудного сына состоится на Новый год.

Нет, правда... Ургант же у нас не Галкин какой, а просто сомневающийся. При сложившемся-то дефиците на ведущих-комиков можно и простить грешок. А если нет? Да что за праздник получится без «Елок»?! Небось «Иронию судьбы»-то покажут. А там Пугачева поет. И Ахеджакова играет.

Впрочем, с кино отдельная история. Депутаты и прочие ответственные лица продолжают настаивать на том, что демонстрацию на ТВ фильмов и сериалов с участием сбежавших артистов надо запретить. Как?! Не показывать, что ли, «Утомленных солнцем» из-за позиции Ингеборги Дапкунайте? То есть лишать публику удовольствия от просмотра оскаровского призера, созданного столпом отечественной духовности? Или вот один из крупных каналов поставил в сетку «Связь». А там — мало того что композитор Борис Гребенщиков, так еще и режиссер Авдотья Смирнова, умотавшая за кордон вместе с супругом Чубайсом. Впрочем, на эту тему уже многое сказано и написано, в том числе и в «Труде».

Вывод? Он прост. Зрителю надо забить на всевозможные охоты на ведьм, от кого бы они ни исходили. Если КВН смешной — смеяться, не обращая внимания на какие-то там логотипы. Не смешной — переключать на кино, не заморачиваясь общественной позицией занятых в нем артистов.