Ленинградский трамвай, позабыт ты сегодня не всеми

У Русского музея появился филиал на колесах

Пассажиры в этом удивительном трамвае могут, не выходя из вагона, побывать на вернисаже, познакомиться с достопримечательностями города — и все благодаря «Достоевскому»! Имя великого писателя дали трехсоставному «электрическому поезду» его создатели — инженеры «Уралтрансмаша».

Уже более ста лет жизнь Петербурга немыслима без трамвая. Так выглядит филиал Русского музея на колесах. Фото из открытых источников

Проектировался он специально для Северной столицы — с малыми радиусами поворота и запросами на собственный, петербургский стиль. «Начинка» у этого трамвая самая современная: тут и системы контроля безопасности с элементами искусственного интеллекта, и дистанционное управление стрелочными переводами, и низкий пол с подогревом. А еще есть интерактивное окно «Белые ночи». Оно-то и позволило Русскому музею, давно осваивающему виртуальное пространство, превратить привычный транспорт в туристический.

На экран выводится навигационная, туристическая и историческая информация. Коснись его — и столько интересного узнаешь о городе, его истории, традициях. Причем бесплатно — достаточно иметь обычный проездной билет.

Кстати, у петербургского трамвая богатая история. Именно у нас в 1880 году военный инженер, изобретатель Федор Пироцкий провел первые в истории испытания электродвигателя на вагоне конки. А через несколько лет рельсы были проложены по льду Невы, и по ним запущено движение — тоже впервые в мире. Ну а осенью 1907 года на улицы столицы империи вышел первый пассажирский вагон на электрической тяге.

Первый трамвайный маршрут пролегал от Адмиралтейской площади до 8-й линии Васильевского острова — чуть больше двух километров. А к концу 1980-х протяженность трамвайных линий в городе на Неве составляла уже 600 км — первый результат в мире! Однако в середине 1990-х городские власти взяли курс на избавление от трамвая, посчитав этот вид транспорта анахронизмом. Хотя «рельсовые маршруты» пользовались популярностью больше, чем автобусные и даже метрополитен. И теперь в центре Петербурга трамваев нет.

Блокадный трамвай. Трамвайный вагон Военного музея электромобилей.  Фото: © Zamir Usmanov   globallookpress.com

 Ноу-хау Петербурга — давать «городским поездам» названия и имена. Первым в дедовские времена стал «Ледовый». Затем были «брешки» (закупленные у английской фирмы Brush), «американцы», «Слон», «Стиляга», он же ЛМ-57, бегавший по рельсам еще в 80-х.

В стиле последнего — и дизайн новинки 2023 года, окрашенной в чисто ленинградские лазурные цвета. Часть его маршрута проходит по местам, связанным с жизнью и творчеством Достоевского. Отсюда и название трамвая.

Поможет ли оно вернуть Северной столице ее исконные трамвайные пути? Сам классик не дожил до того времени, когда трамвай появился, а вот его правнук Дмитрий десять лет проработал вагоновожатым и, как признавался в интервью «Труду», очень любил свою профессию.

Надежда на восстановление прежней сети появилась было минувшей весной, когда Смольный обнародовал список новых маршрутов. Как уточнялось, они «станут в городе приоритетными». Но вскоре выяснилось, что почти все из представленного списка — окраинные, в новостройках. А «самые-самые питерские», у того же Адмиралтейства, на Литейном проспекте? Кое-где в историческом центре рельсы сохранились. Но не используются уже много лет. «И не будут использоваться — нецелесо-образно», — объясняют в профильном комитете городской администрации. Увы! Приоритеты у нас сейчас автобусно-троллейбусные. Да и те после метрополитена, съедающего львиную долю транспортного бюджета города.

Прямая речь

Михаил БОЯРСКИЙ, артист

— Петербургский трамвай — такой же символ нашего города, как Атланты у Эрмитажа, крейсер «Аврора» или разводные мосты. В детстве и в студенческие годы я любил на нем кататься. Сядешь у окна, смотришь, как по ходу движения меняется за ним «картинка» — как в кино, честное слово! А под звонкую его трель хотелось петь. И еще фонарики очень нравились, те, что по бокам номерных табличек. Цвет их огоньков соответствовал определенному маршруту. Их тоже ликвидировали, когда «резали» рельсы, сокращали маршруты. Не так давно, правда, вернули — и правильно. Эх, еще бы и трамвай вернуть, и молодость...