НЕ ЗАБУДЕМ "ЧТОБЫ ПОМНИЛИ"

В минувший четверг, в день сороковин Леонида Филатова, наше ТВ показало очередной выпуск его авторской программы "Чтобы помнили...". На сей раз героем передачи, посвященной памяти ушедших от нас замечательных актеров, стал сам ее создатель - актер, режиссер, поэт.

Мало кто помнит о другой дате: совсем недавно, в ноябре, исполнилось ровно десять лет со дня выхода в эфир первого выпуска этой замечательной программы. Еще меньше тех, кто знает историю ее возникновения. Ее замысел появился у Филатова еще в 1991 году - вскоре после трагической кончины актрисы Инны Гулая. Филатову захотелось поведать о не очень удавшейся актерской судьбе - чтобы люди не забывали о таких, как она, скромных, но талантливых тружениках экрана.
Заявка на разовую передачу, как это нередко бывает, два года провалялась в останкинских кабинетах, а потом вдруг счастливо обернулась циклом, который стал выходить ежемесячно - сначала на REN TV, а потом на ОРТ. В первых выпусках (автор называл их "главами") рассказывалось о судьбе не только Гулая, но и ее не более счастливых подруг по творчеству - Ольги Бган и Изольды Извицкой. Удивительное дело: вполне благополучный тогда Филатов остро чувствовал чужое неблагополучие, умел понять творческую судьбу в ее крутых виражах и сломах.
А потом беда пришла к нему самому. На долгие годы автор ставшего к тому времени популярным цикла "Чтобы помнили..." оказался пленником тяжкой болезни. Но сумел, превозмогая страдания, появляться на экране и продолжать свой цикл. Возможно, мое наблюдение прозвучит кощунственно, но мне кажется, что чем труднее доставалось ему каждое произнесенное с экрана слово, тем сильнее воздействовало оно на зрителей. Чувствовалось, что Филатов постоянно сопрягал свою судьбу с судьбой героев своих передач. Мужественно боролся с недугом и в каждом выпуске передачи как бы "оттеснял" его. Когда весной 1996-го телеакадемия присудила его программе премию ТЭФИ, громадный зал стоя аплодировал подвигу актера.
В нынешнем, посвященном его памяти выпуске актер Леонид Ярмольник сравнивал Филатова с Павлом Корчагиным и Алексеем Маресьевым. Но при этом в передаче в полном соответствии с эстетикой, сложившейся за десять лет, почти не было высоких слов и звонких эпитетов: только строго отобранные кадры из фильмов и спектаклей да немногословные воспоминания друзей.
Я специально остановился на мемориальном выпуске программы потому, что, к нашей общей радости, она не станет последней. Дело в том, что незадолго до своей кончины Филатов успел подготовить вчерне пять новых выпусков цикла. Передачи, посвященные Борису Ливанову, Готлибу Ронинсону, Борису Тенину, уже переданы его творческой группой в распоряжение Первого канала, где появятся, надеюсь, в ближайшее время. Еще две - о Борисе Бабочкине и Борисе Иванове - находятся в работе. Очень важно, чтобы стилистика этих пяти выпусков совпадала с предыдущими, сделанными при жизни актера.
Уход телемастеров такого масштаба (могу вспомнить еще и автора "Клуба путешественников" Юрия Сенкевича или скончавшегося на днях многолетнего ведущего "Нашего сада" Бориса Попова) ставит вопрос о судьбе их экранных творений. Самое "простое" решение: нет автора - нет и его детища. Но есть ведь еще и наша зрительская любовь, настоятельная потребность видеть эти передачи в эфире. Было бы здорово, если б телевизионщики нашли какой-то выход из сложившейся ситуации.
Говорю об этом, потому что пока из телевизионного репертуара многих телекомпаний под разными предлогами активно вымываются произведения духовного, культурного содержания. Об этом недавно на страницах "Литературной газеты" громко заявили самые видные отечественные писатели, обратившись к руководителям крупнейших каналов с открытым письмом. Ответа, как водится, не последовало...